Бакалавриат
2021/2022
Анатомия и физиология центральной нервной системы
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Назарова Мария Александровна,
Павлова Анна Александровна,
Сукманова Анастасия Александровна,
Тимофеева Мария Олеговна,
Хлебникова Надежда Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
108
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для студентов 1 курса бакалавриата по специальности «Психология». Целью дисциплины является формирование знаний об основных принципах строения и функционирования мозга на системном, органном, тканевом и клеточном уровнях. В ходе изучения программы студенты изучают организацию нервной системы, подходы к изучению ее структуры и функций, основы морфологии и физиологии нервной ткани, клеток, электрофизиологию нейронов и нейромедиаторные системы мозга; знакомятся с базовыми сведениями о воздействии на мозг фармакологических и токсических веществ, получают информацию о физиологической роли основных отделов мозга с акцентом на структуры больших полушарий, а также изучают организацию основных систем мозга – сенсорных (включая основные органы чувств), двигательной, лимбической (включая обучение, память и формирование поведения). Изучение дисциплины базируется на школьных знаниях об анатомии и физиологии человека и биологии клетки и является фундаментом для дальнейшего изучения в курсе психологии таких прикладных дисциплин, как психофизиология, общая психология, клиническая психология и других.
Цель освоения дисциплины
- Усвоение знаний по анатомии и физиологии нервной системы человека и позвоночных животных, а также основ для практического применения этих знаний
- Умение применять знания по анатомии и физиологии нервной системы для понимания закономерностей высшей нервной деятельности человека, а также генеза психоневрологических заболеваний
- Формирование научного мировоззрения по вопросам о роли нервной системы для осуществления психических функций.
Планируемые результаты обучения
- Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу двигательной системы
- Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу и устройство сенсорных систем
- Дает определения основных анатомических терминов и понятий
- Дает определения основных терминов и понятий, описывающих лимбическую систему
- Дает определения основных терминов и понятий, описывающих синаптическую передачу
- Дает определения основных терминов и понятий, описывающих структуры и функции больших полушарий
- Дает определения основных терминов и понятий, описывающих электрофизиологию нейрона
- Знает основные виды и механизмы действия нейромедиаторов
- Знает основные классификации клеток нервной ткани и их свойства
- Знает основные классы психотропных препаратов и механизмы их действия
- Свободно пользуется анатомической терминологией
- Узнает на изображениях отделы головного мозга
Содержание учебной дисциплины
- Введение в анатомию и физиологию нервной системы
- Введение в цитологию. Строение и функции клеточных мембран
- Нервная ткань. Гематоэнцефалический барьер
- Эволюция нервной системы. Пре- и постнатальное развитие нервной системы человека
- Обзор анатомии нервной системы
- Спинной мозг и вегетативная нервная система
- Анатомия и физиология ствола головного мозга
- Анатомия и физиология промежуточного мозга
- Функциональная анатомия коры больших полушарий.
- Лимбическая система
- Потенциал покоя и потенциал действия
- Физиология синапсов
- Внутриклеточные сигнальные пути.
- Нейромедиаторы, их агонисты и антагонисты
- Общая физиология сенсорных систем.
- Обонятельная и вкусовая система
- Зрительная система
- Слуховая и вестибулярная системы
- Соматосенсорная система
- Двигательная система
Элементы контроля
- Посещаемость
- Активность на семинарах
- Самостоятельная работа (домашние задания, проверочные работы, доклады и т.д.)
- Модульная контрольная работа
- Устный экзамен по билетам
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.05 * Посещаемость + 0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Самостоятельная работа (домашние задания, проверочные работы, доклады и т.д.) + 0.4 * Устный экзамен по билетам + 0.25 * Модульная контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анатомия нервной системы : учеб. пособие для вузов, Козлов, В. И., 2004
- Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин, В. А., 2003
- Физиология и анатомия, Семенов, Э. В., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Mark Bear, Barry Connors, & Michael A. Paradiso. (2020). Neuroscience: Exploring the Brain, Enhanced Edition: Vol. Enhanced fourth edition. Jones & Bartlett Learning.
- Squire, L. R. (2008). Fundamental Neuroscience: Vol. 3rd ed. Academic Press.