Бакалавриат
2021/2022
Арабо-мусульманская философия
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
30
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Алонцев Максим Альбертович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Арабо-мусульманская философия» читается на 4-го курсе ОП «Язык и литература Ирана». Данная дисциплина реализуется с целью ознакомить студентов с основными этапами развития философии в арабо-мусульманском мире – классическим, постклассическим и современным, дать представление об основных направлениях и школах классической арабской философии, ввести философскую терминологию, имеющую общекультурный характер. Курс предполагает рассмотрение собственно философских, а не доктринальных и вероучительных, идей и концепций, а также влияние философии на формирование исламской доктрины и соотношение доктринального и философского знания в исламе.
Цель освоения дисциплины
- Студенты должны иметь представление о концепциях ведущих философских школ
- Студенты должны знать содержание и основные идеи ключевых философских текстов, а также понимать исторические условия, в которых они возникли
- Студенты должны владеть специфическими навыками, необходимыми для самостоятельного чтения арабской и иранской философской классики
Планируемые результаты обучения
- Студент знает основные этапы развития исмаилитской мысли, ее основных представителей, владеет понятийным аппаратом исмаилитской философии, владеет необходимыми навыками для самостоятельного чтения исмаилитских источников и специализированной литературы по этому вопросу
- Студент знает основные этапы развития ишракизма, его основных представителей, владеет понятийным аппаратом философии «озарения», владеет необходимыми навыками для самостоятельного чтения источников и специализированной литературы по этому вопросу
- Студент знаком с основными положениями философского суфизма, знает его основных представителей и ключевые концепции, умеет оперировать специальной суфийской терминологией, а также имеет общие представления о научных подходах к изучению суфизма
- Студент имеет представление о ключевых этапах развития арабо-мусульманской философии постклассического и современного периода, знает основные течения мусульманской философской мысли и их представителей
- Студенты имеют представления о мутазилитах, их учении, основных представителях и их идеях, а также умеют оперировать основной терминологией
- Студенты имеют представления о предпосылках к возникновению арабо-мусульманской философии, знают основные доктринальные установки и понимают их значение для развития философской проблематики
- Студенты имеют представления о школе фальсафы, ее основных представителях и их идеях, а также умеют оперировать основной терминологией
Содержание учебной дисциплины
- Исламская доктрина и предпосылки к возникновению философии
- Мутазилизм
- Фальсафа
- Философский суфизм
- Философия исмаилизма
- Ишракизм и ирфан
- Постклассическая и современная философия
Элементы контроля
- Презентация
- Семинарские занятия
- ЭкзаменПо всем элементам контроля знаний оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала, демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления. Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению. Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины. Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины. Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию. Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию. Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию. Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
- Контрольная работа
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.29 * Семинарские занятия + 0.1 * Контрольная работа + 0.29 * Презентация + 0.32 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Leaman, Oliver. An Introduction to Classical Islamic Philosophy, Cambridge University Press, 2001. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=201810.
- История арабо - мусульманской философии : антология, , 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- The Oxford Handbook of Islamic Philosophy. Eds. El-Rouayheb, Khaled, and Sabine Schmidtke. : Oxford University Press, November 02, 2016. Oxford Handbooks Online. Date Accessed 12 Nov. 2019 <https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199917389.001.0001/oxfordhb-9780199917389>.
- Waardenburg, Jacques. Muslims as Actors : Islamic Meanings and Muslim Interpretations in the Perspective of the Study of Religions, De Gruyter, Inc., 2007. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3041608.