Бакалавриат
2021/2022
Методы оптимизации в машинном обучении
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Прикладная математика и информатика)
Направление:
01.03.02. Прикладная математика и информатика
Где читается:
Факультет компьютерных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Гадецкий Артем Валерьевич,
Кодрян Максим Станиславович,
Кропотов Дмитрий Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Методы оптимизации лежат в основе решения многих задач компьютерных наук. Например, в машинном обучении задачу оптимизации необходимо решать каждый раз при настройке какой-то модели алгоритмов по данным, причём от эффективности решения соответствующей задачи оптимизации зависит практическая применимость самого метода машинного обучения. Данный курс посвящен изучению классических и современных методов решения задач непрерывной оптимизации (в том числе невыпуклых), а также особенностям применения этих методов в задачах оптимизации, возникающих в машинном обучении. Основной акцент в изложении делается на практические аспекты реализации и использования методов. Целью курса является выработка у слушателей навыков по подбору подходящего метода для своей задачи, наиболее полно учитывающего её особенности.
Цель освоения дисциплины
- Освоение классических и современных численных методов решения задач непрерывной оптимизации
- Освоение основных математических результатов из теории непрерывной оптимизации
- Выработка практических навыков реализации численных методов оптимизации
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными математическими понятиями и результатами из теории непрерывной оптимизации
- Знает основные классы задач непрерывной оптимизации и умеет сводить поставленную задачу к одному из этих классов
- Умеет исследовать численные методы оптимизации и способен написать отчет о результатах исследования
Содержание учебной дисциплины
- Понятие о численных методах оптимизации
- Невыпуклая оптимизация
- Унимодальные функции одной переменной
- Слабая и сильная двойственность для задач выпуклой оптимизации
- Задачи оптимизации на множествах простой структуры
- Способы выбора шага в методах
- Концепция (неточной) модели функции
- Метод Ньютона
- Стохастическая оптимизация
- Общая схема метода штрафных функций
- Распределенная оптимизация
Элементы контроля
- Самостоятельные работыСР
- Домашние заданияДЗ
- ЭкзаменПисьменный экзамен (Э) на 90 минут.
- Контрольная работаКР
- ПроектПР
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модульОбщая оценка за курс вычисляется по правилу Округление_вверх(0.7*<Оценка_за_семестр> + 0.3*<Оценка_за_экзамен>). <Оценка_за_семестр> = min(10, <Суммарная_оценка_за_задания>*10 / <Максимальная_суммарная_оценка_за_задания_без_бонусов>). Итоговая оценка за курс совпадает с общей оценкой при соблюдении следующих дополнительных условий: >=8 — Сданы все задания, кроме одного (на оценку >=4), экзамен сдан на оценку >= 6 >=6 — Сданы все задания, кроме двух (на оценку >=4), экзамен сдан на оценку >= 4 >=4 — Сданы все задания, кроме трех (на оценку >=4), экзамен сдан на оценку >= 4
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Nocedal, J., & Wright, S. J. (1999). Numerical Optimization. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=104566
- Optimization for Machine Learning Lecture 1: Introduction to Convexity. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CAA7B97
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bubeck, S. (2014). Convex Optimization: Algorithms and Complexity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E3D5E1AB
- Luethi, H.-J. (2005). Convex Optimization: Stephen Boyd and Lieven Vandenberghe. Journal of the American Statistical Association, 1097. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.bes.jnlasa.v100y2005p1097.1097