Магистратура
2021/2022
Позитивная психология
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Позитивная психология
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Цель курса — ознакомить слушателей с позитивной психологией как бурно развивающимся в последние два десятилетия направлением психологических исследований. Суть его — в переориентации основного направления психологических исследований с одной только коррекции проблем и нарушений также на нахождение способов и путей хорошей, благополучной, счастливой жизни, выработки устойчивости к невзгодам и предотвращение неблагоприятных траекторий развития. Задачи курса: а) дать сведения о позитивной психологии и ее месте в структуре современного психологического знания, ее идейной платформе, концептуальных основах, центральных понятиях, вариантах развития; б) ознакомить с эмпирическими методами позитивной психологии; в) дать обзор фундаментальных и прикладных подходов и исследований, посвященным разным тематическим направлениям в русле ПП: счастью и субъективному благополучию, личностному здоровью, оптимизму, смыслу, самодетерминации, жизнестойкости и др.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать основные представления о позитивной психологии как области изучения закономерностей психологического благополучия и достойной жизни.
- Ознакомить с историей развития представлений о факторах жизненного благополучия в философии и психологии, с основными понятиями, теориями и эмпирически установленными закономерностями.
- Дать представление о методиках диагностики и мониторинга жизненного благополучия и позитивных интервенций.
Планируемые результаты обучения
- Называет черты личности, значимые для субъективного благополучия, объясняет подход к выделению сил характера и добродетелей и называет основные их категории, умеет использовать методы их выявления и использования в практических интервенциях, называет черты, значимые для психологического благополучия и позитивного здоровья, различает диспозиционный и атрибутивный подходы к объяснению оптимизма.
- Определяет специфику позитивной психологии, ее проблемные области и возможности, отличает позитивную психологию как научную область от прикладных и коммерческих проектов, оценивает критические аргументы в адрес позитивной психологии, формулирует основные эффекты позитивных эмоций и качеств
- Различает гедонистические и эвдемонистические подходы к счастью, объясняет феномен потока и формулирует условия его возникновения, соотносит смысл и счастье как этические принципы и психологические категории, применяет методы исследования потока и смысла, определяет конструкты духовности и мудрости
- Различает и определяет ключевые конструкты, относящиеся к позитивным эмоциям и субъективному благополучию, умеет их измерять и интерпретировать результаты измерений, аргументированно различает факторы, влияющие и не влияющие на субъективное благополучие.
- Умеет применять практические приемы повышения субъективного благополучия и положительных эмоций у себя и у других, описывает возможности применения позитивного подхода в образовании и организационной практике
Содержание учебной дисциплины
- Эвдемония, переживание потока, смысл.
- Благополучие и характеристики личности. Cилы характера и добродетели. Позитивное психологическое здоровье.
- Прикладная позитивная психология. Позитивные интервенции.
- Счастье, удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие.
- Общее представление о позитивной психологии
Элементы контроля
- Домашние задания
- ЭссеСрок выполнения работы составляет не менее трех недель. Задание дается лектором или семинарским преподавателем на одном из занятий первого модуля.
- ЭкзаменЭкзаменационная работа представляет собой письменный тест из 16 вопросов, в котором предполагается выбор одного правильного ответа из 4 предложенных вариантов. Использование любых вспомогательных средств при написании работы запрещается и приводит к аннулированию работы. На выполнение задания отводится 10 минут. Экзаменационный тест выполняется на последнем занятии курса либо в специально оговоренный день не позднее чем за 10 дней до начала сессии. Форма проведения экзамена - онлайн-тестирование (с использованием гугл-форм либо в сервисе LMS).
- Активность на семинарахОценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость и озвучивает студентам. В случае, если студент не согласен с выставленной промежуточной оценкой за активность за том или ином семинаре, он вправе попросить об изменении оценки с обоснованием правомерности иной оценки в течение недели после фиксации оценки в ведомости. По решению семинарского преподавателя, оценка может быть оставлена или изменена.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.3 * Экзамен + 0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Домашние задания + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ключи к благополучию : что может позитивная психология, Бонивелл, И., 2009
- Личностный потенциал : структура и диагностика, Аверина, А. Ж., 2011
- О счастье и совершенстве человека, Татаркевич, В., 1981
- Поток : психология оптимального переживания, Чиксентмихайи, М., 2015
- Поток : психология оптимального переживания, Чиксентмихайи, М., 2016
- Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности, Эммонс, Р. А., 2004
- Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности: учеб.пособие для вузов, Леонтьев, Д. А., 2007
- Психология счастья : новый подход, Любомирски, С., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология мотивации достижения : учеб. пособие для вузов, Гордеева, Т. О., 2006
- Психология мотивации достижения : учеб. пособие для вузов, Гордеева, Т. О., 2015
- Психология счастья, Аргайл, М., 2003