Магистратура
2021/2022
Методология и методы исследований в социологии: математическая статистика в демографии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Демография)
Направление:
38.04.01. Экономика
Кто читает:
Кафедра демографии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Родионова Лилия Анатольевна
Прогр. обучения:
Демография
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
90
Программа дисциплины
Аннотация
Современные демографические вызовы ХХ1 в. часто требуют поиска новых решений, глубокого, всестороннего анализа демографической ситуации. Анализ демографических данных, выявлений закономерностей и взаимосвязей стал неотъемлемой частью современных научных прикладных исследований во многих областях науки, в том числе и демографии. Основываясь на демографических данных и современный статистический инструментарий, можно попытаться ответить на многие вопросы типа: «Как влияет уровень ВВП на уровень смертности?», «Что является главными детерминантами рождаемости?», «Как взаимосвязаны доходы и уровень образования?», «Как расходы на здравоохранение влияют на продолжительность жизни в России?», «Какой будет ожидаемая продолжительность жизни в России через 6-10 лет?» и др. Статистические методы анализа являются важным инструментом в принятии научно обоснованных управленческих решений. Стремительное внедрение множества статистических пакетов прикладных программ существенно облегчают жизнь современного демографа-исследователя, освобождая от трудоемких расчетов, однако предоставляют широкое поле творческой деятельности: постановки задачи, выбора адекватного статистического метода анализа и интерпретации результатов статистического моделирования. Предлагаемый курс носит прикладной характер, большое внимание уделяется практическим аспектам моделирования по реальным данным (Росстат, Всемирный банк, РМЭЗ и др.), будет рассмотрено большое число примеров из прикладных исследований, наглядно демонстрирующих разнообразие областей применения статистических методов. Структура, содержание и изложение курса направлено на доступное и в то же время строгое математически обоснованное представление материала для студентов с различным уровнем математической подготовки.
Цель освоения дисциплины
- выработка у студентов навыков критического анализа различных источников информации о демографических событиях,
- изучение основ математической статистики и основных методов статистического анализа демографических данных,
- изучение особенностей реализации изучаемых статистических методов в пакетах прикладных программ (SPSS, Stata);
- овладение навыками построения и оценки параметров модели, описываемой изучаемый демографический процесс, содержательной интерпретации полученных результатов;
- подготовка студента к решению профессиональных задач в области демографии
Планируемые результаты обучения
- Владеет понятийным аппаратом математической статистики; имеет навыки обработки реальных статистических данных; применения пакетов прикладных программ для построения и диагностики моделей (например, ППП MS Excel, SPSS, STATA).
- Владеет понятийным аппаратом математической статистики; имеет навыки обработки реальных статистических данных; применения пакетов прикладных программ для проверки статистических гипотез (например, ППП MS Excel, SPSS, STATA).
- Знает основные понятия математической статистики, основные теоретические законы распределения случайных величин; общие принципы построения доверительных интервалов для параметров известных распределений, принципы проверки статистических гипотез;
- Знает особенности статистического анализа демографических данных;
- умеет вычислять основные выборочные характеристики: среднее, дисперсию, моду, медиану; пользоваться статистическими таблицами; строить доверительные интервалы для оценки неизвестных параметров распределений; проверять статистические гипотезы и принимать обоснованные решения относительно основных параметров распределений;
- Умеет оценивать тесноту статистической связи между двумя и более признаками, в том числе и при наличии нечисловой информации; оценивать параметры регрессионных моделей; проводить классификацию многомерных объектов методами кластерного анализа; давать содержательную интерпретацию результатов исследования.
Содержание учебной дисциплины
- Основные методы математической статистики в демографии
- Элементы многомерного статистического анализа демографических данных
Элементы контроля
- Активность на семинарах
- Самостоятельная работа (текущие домашние работы)ДР выполняются еженедельно, в группе по 2 человека и состоят из нескольких заданий по пройденной теме. На проверку отчет загружается в LMS.
- коллоквиумКоллоквиум проводится в письменной форме в течение 1ч20мин, состоит из нескольких теоретических задач, вычисления производятся с помощью калькулятора. Допускается использование формул и статистических таблиц в качестве справочного материала.
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится в письменной форме в течение 1ч20мин, состоит из нескольких теоретических задач, вычисления производятся с помощью калькулятора. Допускается использование формул и статистических таблиц в качестве справочного материала
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.25 * коллоквиум + 0.2 * Активность на семинарах + 0.35 * Контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа (текущие домашние работы)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Математико - статистические модели в социологии : математическая статистика для социологов: учеб. пособие, Толстова, Ю. Н., 2007
- Статистика : учебник для бакалавров, Мхитарян, В. С., 2013
- Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие, Мхитарян, В. С., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Прикладная статистика. Основы эконометрики. Т.1: Теория вероятностей и прикладная статистика, Айвазян, С. А., 2001
- Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов, Кремер, Н. Ш., 2002