Бакалавриат
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Акциональность и аспект"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Михайлов Степан Кириллович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса студентам будет изложено текущее положение дел в аспектологии. Особое внимание будет уделено изучению акциональности: методикам выделения акциональных классов, акциональным системам в языках мира, — а также граммеме прогрессива и её функциям. Студенты познакомятся с классическими работами и современными работами и будут анализировать материал разнообразных языков. Будет дано введение в теорию аспекта Вольфганга Кляйна и рассмотрена полифункциональность граммемы прогрессива в свете этой теории и за её приделами. Курс можно рассматривать как частичное специализированное введение в общую и грамматическую семантику на материале узкой эмпирической области. Таким образом курс дополняет другие курсы программы представляющие более общее введение в семантику ("Теория языка (семантика)", "Современный русский язык (семантика)") и специализированные курсы по грамматическим категориям, грамматической семантике и теории грамматики (научно-исследовательский семинар "Типология грамматических категорий", научно-исследовательский семинар "Семантико-синтаксический интерфейс"). Курс рассчитан на студентов, прошедших курс "Введение в лингвистику". Формы текущего контроля включают два письменных домашних задания, две письменные контрольные работы и доклад по статье на занятии. Итоговая оценка выставляется по результатам текущего контроля. Курс не предполагает экзамена.
Цель освоения дисциплины
- студенты должны уметь описывать прогрессив в любом языке с точки зрения разнообразия его семантических функций, а также характеризовать каждую из них
- студенты должны уметь составлять акциональную классификацию по методике С. Г. Татевосова для любого языка
Планируемые результаты обучения
- Студенты знают о том, какие значения входят в аспектуальное семантическое поле и представляют, вокруг чего будет построен курс
- Студенты умеют описать аспектуальную систему языка Х
- Студенты умеют определять акциональные классы предикатов в разных системах нотирования
- Студенты умеют определять аспектуальный ракурс любого высказывания
- Студенты умеют определять и описывать функцию прогрессива в данном примере
Содержание учебной дисциплины
- Акциональность: краткое введение в проблематику.
- 3. Акциональность: подходы
- 4. Аспект: подходы
- Введение в аспект по Кляйну
- Прогрессив и его функции
- 6. Подведение итогов
Элементы контроля
- Практическая работа по описанию акциональности языка по примерам
- Доклад или эссе
- Контрольная работа по семантическому анализу и диахронии прогрессива
- Письменное домашнее задание
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.2 * Доклад или эссе + 0.3 * Контрольная работа по семантическому анализу и диахронии прогрессива + 0.2 * Письменное домашнее задание + 0.3 * Практическая работа по описанию акциональности языка по примерам
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573
- Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011