Бакалавриат
2021/2022
Психология развития
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
40
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Психология развития» дает представление о фундаментальных понятиях психологии развития, основных, ставших классическими, подходах и теориях к проблеме психического развития в отечественной и зарубежной психологии, основных закономерностях и особенностях когнитивного, личностного и психосоциального развития на всех этапах онтогенеза: от пренатального развития до поздней взрослости. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий развития, знание основных закономерностей и особенностей психического развития человека на разных возрастных этапах, умение анализировать реальные психологические ситуации и решать некоторые практические задачи, связанные с возрастным развитием.
Цель освоения дисциплины
- 1. Освоение студентами фундаментальных понятий психологии развития, основных подходов и теорий развития, представленных в зарубежной и отечественной психологии, основных закономерностей и особенностей когнитивного и личностного развития на разных этапах онтогенеза. 2. Формирование способности использовать конкретные концепции и модели развития, знание основных особенностей развития человека на разных этапах онтогенеза, методы и способы работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует возрастные кризисы на этапе взрослости, сравнивает их с возрастными кризисами детского развития
- анализирует и сравнивает различные теории научения
- анализирует основные тенденции в когнитивном и эмоционально-личностном развитии ребенка раннего детства; определяет основные новообразования раннего детства
- анализирует особенности психического развития с позиций классического психоанализа и теории психосоциального развития Э. Эриксона.
- анализирует причины, психологическое содержание и симптомы подросткового кризиса
- анализирует социальную ситуацию развития в период младенчества и ее роль в психическом развитии ребенка
- дает общую оценку биологического подхода к психическому развитию ребенка
- знает основные этические принципы, одобренные обществом исследования развития детей
- объясняет роль общения в позднем возрасте
- определяет достоинства и ограничения различных стратегий исследования психического развития человека
- определяет специфику общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками и раскрывает особенности развития предметно-орудийной деятельности
- определяет типы личностного старения, приводит примеры разных типов приспособления личности к старости, знает факторы, обусловливающие удовлетворенность жизнью в позднем возрасте
- оценивает преимущества и ограничения поведенческого подхода
- понимает и определяет негативные и позитивные стереотипы старости, раскрывает их роль в жизни пожилого человека
- Понимает и определяет общие тенденции пренатального развития и факторы, влияющие на внутриутробное развитие
- понимает и определяет основные понятия психологии развития, особенности процесса развития, центральные проблемы онтогенеза
- понимает и определяет положение психологии развития в системе научного знания
- понимает и определяет эгоцентризм и его феномены с позиции когнитивно-генетического подхода Ж. Пиаже
- понимает и раскрывает основные новообразования дошкольного возраста
- понимает и раскрывает основные новообразования младенчества
- понимает и раскрывает особенности социальной ситуации развития подростка
- понимает и раскрывает специфику когнитивного и личностного развития подростков, анализирует особенности новообразований
- понимает и раскрывает специфику познавательной сферы дошкольника, объясняет особенности и принципы построения картины мира дошкольника
- понимает и раскрывает специфику психической жизни новорожденного; определяет критерии окончания кризиса новорожденности
- понимает особенности диагностики психического развития людей разного возраста.
- понимает особенности протекания перинатального периода и раскрывает его влияние на психическое развитие ребенка
- понимает, анализирует и оценивает решение проблемы возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского и Д.Б. Эльконина
- раскрывает и объясняет когнитивные изменения в поздней взрослости; определяет факторы, уменьшающие риск когнитивного снижения в старости
- раскрывает операциональную концепцию развития интеллекта: определяет основные гипотезы и общие принципы, характеризует периоды и стадии развития интеллекта ребенка
- раскрывает основные новообразования младшего школьного возраста
- раскрывает основные психологические новообразования ранней и средней взрослости
- раскрывает психологическую сущность и причины возникновения кризиса трех лет, определяет симптомы кризиса, проводит сравнительный анализ кризисов 1 года и 3 лет.
- раскрывает специфику социального, когнитивного и личностного развития в период юности
- раскрывает структуру сюжетно-ролевой игры дошкольника, ее становление, развитие и значение для психического развития ребенка
- раскрывает структуру, закономерности становления и развития учебной деятельности; понимает ее роль в психическом развитии младшего школьника
- раскрывает теоретическую и экспериментальную критику теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии
- решает задачи на определение психологической готовности к школьному обучению
- способен дать критический анализ концепции Д.Б.Эльконина и раскрыть ее развитие в современной отечественной психологии
- сравнивает задачи развития в период ранней и средней взрослости
- сравнивает когнитивно-генетический, контекстуальный (теория экологических систем У. Бронфенбреннера) и культурно-исторический подходы
- сравнивает особенности социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрастах
- сравнивает различные теории развития, относящиеся к биологическому подходу
- сравнивает различные теории, относящиеся к психоанализу детства
- характеризует особенности психического развития на каждой из восьми стадий психосоциального развития личности (Э. Эриксон).
- характеризует специфику основных новообразований периода юности
- характеризует стадии развития мышления и динамику общего, кристаллизованного и текучего интеллекта на этапе взрослости
Содержание учебной дисциплины
- ТЕМА 1.
- ТЕМА 2.
- ТЕМА 3.
- ТЕМА 4.
- ТЕМА 5.
- ТЕМА 6.
- ТЕМА 8.
- ТЕМА 10.
- ТЕМА 11.
- ТЕМА 12.
- ТЕМА 13.
- ТЕМА 15.
- ТЕМА 16.
- ТЕМА 7.
- ТЕМА 9.
- ТЕМА 14.
Элементы контроля
- Контрольная работа «Теории онтогенетического развития человека»
- Контрольная работа "Психология детства"
- Аудиторная работа
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru/). Во время экзамена студентам запрещено: переключать компьютер на другие платформы и сайты, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, копировать текст из других файлов, сайтов. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее десяти минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение десять минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае если накопленная оценка студента без учета веса экзамена превышает 8 баллов (без предварительного округления), преподаватель вправе освободить его от прохождения экзамена с выставлением оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учета веса экзамена. Отличная оценка выставляется исходя из следующего принципа: накопленная оценка от 8 до 8,49 – в ведомость выставляется оценка 8; накопленная оценка от 8,5 до 9,49 – в ведомость выставляется оценка 9; накопленная оценка более 9,5 – в ведомость выставляется оценка 10. Примеры заданий для первой и повторной пересдач и критерии их оценки хранятся в департаменте.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.2 * Контрольная работа «Теории онтогенетического развития человека» + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Контрольная работа "Психология детства" + 0.2 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Психология развития : хрестоматия: учеб. пособие для вузов, , 2005
- Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Возрастная психология : учеб. пособие для вузов, Обухова, Л. Ф., 2001
- Психология развития, Крайг, Г., 2002