Бакалавриат
2021/2022




Исследования медиатизации
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с различными подходами к исследованиям медиатизации общества и культуры. Повсеместное использование медиатехнологий приводит к медиатизации тела, детства, памяти, любви, здоровья, семейных отношений, образования, политики, науки, религии, развлечений и т.д. Медиатизация действует на всех уровнях социальной жизни. Ключевые темы данного курса: квантификация телесности (селф-трекинг) в эпоху датаизма; медиатизация памяти; дигитализация повседневных практик и близких отношений; медиатизация сообществ, движений и социальных институтов; антиутопический дискурс цифрового будущего. Главные вопросы: что происходит с человеческим умом и телом в эпоху «глубокой» медиатизации? Как медиатехнологии трансформируют идентичность, память и различные сегменты социальной и культурной жизни? В каких направлениях исследовать «медиатизированные миры»? Каков образ медиатехнологий и медиатизированного будущего в цифровых антиутопиях?
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление об исследованиях медиатизации общества и культуры.
- Развить навыки исследования медиатизации различных сфер социальной жизни.
- Развить навыки критической рефлексии в отношении процессов медиатизации и попыток их концептуализации.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует селф-трекинг и процессы квантификации идентичности в контексте существующих теорий;
- Знает основные направления исследований памяти и анализирует процессы медиатизации индивидуальной и коллективной памяти;
- Ориентируется в ключевых понятиях, подходах и направлениях исследований медиатизации;
- Осуществляет критическую рефлексию научных и художественных сценариев медиатизированного будущего;
- Применяет различные концепции и методы в изучении медиатизации социальных институтов (в частности, религии);
- Применяет различные подходы и методы в изучении медиатизации повседневных практик;
- Создает творческие проекты, посвященные тематике медиатизации общества и культуры.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Медиатизация как исследовательское направление
- Тема 2. Селф-трекинг и квантификация идентичности
- Тема 3. Медиатизация повседневности, сообществ и социальных институтов
- Тема 4. Медиатизация памяти
- Тема 5. Медиатизация религии
- Тема 6. Медиасобытия в эпоху глубокой медиатизации. Медиатизированное будущее
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.1 * Посещаемость + 0.5 * Активность на семинарах + 0.4 * Итоговый проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Btihaj Ajana. (2018). Self-Tracking : Empirical and Philosophical Investigations. Palgrave Macmillan.
- Garde-Hansen, J. (2011). Media and Memory. Edinburgh University Press.
- Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083
- Knut Lundby. (2014). Mediatization of Communication. De Gruyter Mouton.
- Stefan Selke. (2016). Lifelogging : Digital Self-tracking and Lifelogging - Between Disruptive Technology and Cultural Transformation. Springer VS.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Евгения Ним. (n.d.). (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации.
- Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Селф-Трекинг Как Практика Квантификации Телесности: Концептуальные Контуры.