Магистратура
2021/2022
Методология российской психологии личности
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Позитивная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Лебедева Анна Александровна
Прогр. обучения:
Позитивная психология
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс сфокусирован на анализе основных трудов отечественной психологии XX и XXI в. В ходе курса слушатели знакомятся с основными «школами» и теоретическими подходами, принятыми в российской психологии. Помимо анализа теоретических идей, внимание уделяется изучению биографий известных российских психологов, обращение к продуктам их деятельности. Проникновение в жизненный мир автора, чтение первоисточников, записных книжек, воспоминаний — все это направлено не только на реконструкцию взглядов ученого, но представляет собой задачу построения Диалога с автором и его взглядами. Результатом данного курса является приобретение знаний, связанных с пониманием научно-теоретического аппарата современной российской науки, осознанием основных научных противоречий. В качестве компетенций слушатели приобретут навыки осмысленного выбора теоретико-методологического основания для собственной научной работы, благодаря осознанию которого разрабатываемое исследование могло бы давать прирост к имеющемуся теоретическому знанию.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение знаний, связанных с пониманием научно-теоретического аппарата современной российской психологической науки.
- Развитие навыка вычленять основные научные противоречия.
- Развитие навыка осмысленного выбора теоретико-методологического основания для собственной научной работы.
- Приобретение знаний об основных «школах» и теоретических подходах, принятых в российской психологии.
- Развитие умения обращаться к изучению биографий и продуктов деятельности ученых с целью воссоздания индивидуальной линии жизни автора в пересечении с его идеями.
Планируемые результаты обучения
- Знание и понимание основных идей изучаемых представителей отечественной психологии
- Знание основных биографических сведений об изучаемом деятеле науки
- Понимание структуры, целей и задач курса
- Способность анализировать теоретический материал, соотносить изучаемые идеи с конкретной исторической эпохой
Содержание учебной дисциплины
- Введение в курс методологии отечественной психологии личности
- Досоветский и начало советского периода российской психологии
- Культурно-исторический подход и конкретная психология Л. Выготского
- Методологические подходы/парадигмы в отечественной психологии
- О личности в пространстве отечественной психологии
- О сознании
- О бессознательном
- Кризис, схизис или закрытый перелом?
Элементы контроля
- Посещение лекций и семинаров
- Письменное (семестровое – 2 модуля) задание по курсу (Эссе)
- ЭкзаменЭкзамен проходит в классическом формате устного собеседования по вопросам билета (по изученным в ходе дисциплины текстам). Студент тянет билет, вокруг которого будет фокусироваться его ответ. Готовится в течение 20-30 минут. Далее делает устное сообщение и отвечает на попутно возникающие уточняющие вопросы экзаменатора.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Письменное (семестровое – 2 модуля) задание по курсу (Эссе) + 0.4 * Посещение лекций и семинаров + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бехтерев В. М. - РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И РОЛЬ ВНУШЕНИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 285с. - ISBN: 978-5-534-05976-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-lichnosti-i-rol-vnusheniya-izbrannye-raboty-455031
- История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров, Канке, В. А., 2019
- Лазурский А. Ф. - ОЧЕРК НАУКИ О ХАРАКТЕРАХ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 345с. - ISBN: 978-5-534-11354-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherk-nauki-o-harakterah-457069
- Лазурский А. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 244с. - ISBN: 978-5-534-09730-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obschaya-i-eksperimentalnaya-452281
- Лазурский А. Ф. ; Под ред. Басова М.Я., Мясищева В.Н. - КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТЕЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-09344-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/klassifikaciya-lichnostey-427692
- Лазурский А. Ф. ; Под ред. Басова М.Я., Мясищева В.Н. - КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТЕЙ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 274с. - ISBN: 978-5-534-09344-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/klassifikaciya-lichnostey-456157
- Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности / А. Ф. Лазурский. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 33 с. — ISBN 978-5-507-34563-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/35304 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Методология психологии: проблемы и перспективы, Василюк, Ф. Е., 2013
- Психология развития ребенка, Выготский, Л. С., 2003
- Теория и методология психологии : постнеклассическая перспектива, , 2007
- Ухтомский А. А. - УЧЕНИЕ О ДОМИНАНТЕ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 310с. - ISBN: 978-5-534-05534-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/uchenie-o-dominante-454850
- Этапы пройденного пути : науч. биогр., Лурия, А. Р., 1982
Рекомендуемая дополнительная литература
- Этюды по истории поведения : обезьяна, примитив, ребенок, Выготский, Л. С., 1993