Бакалавриат
2021/2022
Психология
Статус:
Курс обязательный (Управление и аналитика в государственном секторе)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
10
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Духанина Алена Владимировна,
Захарова Анна Константиновна,
Зверев Илья Владимирович,
Кривых Полина Олеговна,
Кудрявцева Елена Игоревна,
Молчанова Ольга Николаевна,
Павлова Анна Александровна,
Патоша Ольга Ивановна,
Рябиченко Татьяна Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, научными и практическими проблемами психологии и способами их решения. Наиболее общей целью изучения данной дисциплины является введение в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Сюда входит формирование представлений: - о предмете и методах исследования в психологии; - о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития; - о возможностях психологического анализа событий и ситуаций обыденной жизни. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение классифицировать психологические процессы и явления, анализировать некоторые реальные психологические ситуации. Дисциплина изучается в формате blended learning. Студентам предлагается самостоятельное изучение части лекционных тем курса в онлайн формате. Основными элементами контроля являются контрольная работа по материалам очных занятий и онлайн лекций, домашнее задание (преподаватели могут выбирать формат домашнего задания, исходя из соображений повышения качества усвоения материала студентами образовательной программы), а также экзамен (письменный тест). Аудиторные занятия и элементы контроля проводятся в онлайн- или оффлайн формате в зависимости от эпидемиологической ситуации. Преподаватели, читающие лекции и ведущие семинары на конкретных образовательных программах, имеют возможность оптимизировать соотношение компонентов онлайн курса и очных занятий для повышения усвояемости материала студентами этих образовательных программ.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Психология» являются: • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии; • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; • Формирование у студентов представлений о механизмах возникновения новых форм поведения; • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития. • Ознакомление студентов со способами воздействия на свое психическое состояние. • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
Планируемые результаты обучения
- Выявляет специфику и особенности поведения человека и процесса принятия решений при включении в те или иные большие и малые группы
- Знает и приводит примеры основных видов научения
- Знает основные виды, функции и теории эмоциональных процессов и способы их саморегуляции
- Знает основные методы и принципы научного психологического исследования, понимает и объясняет различия между житейским и научным психологическим знанием
- Знает основные положения психоаналитических, бихевиоральных, гуманистических и факторных теорий личности
- Знает особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
- использует знания о психологических особенностях мышления и речи при принятии решений и анализе принятых решений
- объясняет различия между темпераментом, характером и интеллектуальными свойствами и особенностями их формирования и развития
- Описывает и характеризует разные виды внимания и памяти в психической деятельности субъекта.
- Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
- Характеризует основные потребности, мотивы, способы целеполагания и их роль в достижении профессионального и личного успеха и благополучия
Содержание учебной дисциплины
- Психология как наука
- Ощущение и восприятие
- Внимание и память
- Мышление и речь
- Формирование навыков: научение
- Эмоциональные состояния
- Потребности и мотивы
- Личность: подходы к изучению
- Индивидуальные различия
- Развитие человека
- Человек в социальной группе
Элементы контроля
- активность на занятияхТочные критерии оценки, в том числе по предполагаемым домашним заданиям в рамках аудиторной работы, устанавливаются преподавателем самостоятельно в зависимости от специфики ОП, на которой реализуется дисциплина, и доводится до сведения студентов не позднее первого занятия по дисциплине.
- контрольная работаКонтрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается. В случае, если проведение контрольной работы в аудитории невозможно по причине эпидемиологической ситуации или в связи с дистанционным форматом обучения конкретных учащихся, возможна удаленная организация проведения контрольной работы. Задания контрольной работы, проводимой в удаленном формате, могут отличаться от заданий, которые учащиеся выполняют в аудитории.
- письменный тестВопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-19% - 1 балл, 20-29% - 2 балла, 30-39% - 3 балла, 40-49% - 4 балла, 50-59% - 5 баллов, 60-69% - 6 баллов, 70-79% - 7 баллов, 80-89% - 8 баллов, 90-94% - 9 баллов, 95-100% - 10 баллов за работу. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В случае, если проведение теста в аудитории невозможно по причине эпидемиологической ситуации или в связи с дистанционным форматом обучения конкретных учащихся, возможна удаленная организация проведения теста. Задания теста, проводимого в удаленном формате, могут отличаться от заданий, которые учащиеся выполняют в аудитории. В диплом ставится оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
- Домашнее заданиеПреподаватель сам выбирает формат домашнего задания, исходя из соображений повышения качества усвоения курса студентами конкретной образовательной программы. В качестве домашнего задания могут выступать: 1) подготовка доклада по выбранной студентом или данной преподавателем теме; 2) написание эссе по выбранной студентом или данной преподавателем теме; 3) прочтение научной статьи, выбранной студентом или предложенной преподавателем, с дальнейшей инициацией дискуссии по ней на семинарском занятии. Формат домашнего задания, точные критерии его оценки, а также сроки сдачи сообщаются преподавателем студентам на первом занятии по дисциплине.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * контрольная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.3 * письменный тест + 0.2 * активность на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Битянова, М.Р. Социальная психология : учебное пособие / М.Р. Битянова. - 2-е изд., перераб. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 368 с. — (Учебное пособие). - ISBN 978-5-91180-703-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055386 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055386
- Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
- Изард, К.Э. Психология эмоций : учебник / К.Э. Изард. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 464 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-314-00067-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055372 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055372
- Нуркова В. В., Березанская Н. Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 524с. - ISBN: 978-5-534-02583-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-449627
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в общую психологию (курс лекций), учебное пособие, М-во обр. РФ, ИД РАО, 336 с., Гиппенрейтер, Ю. Б., 2006
- Гулевич О. А., Сариева И. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
- Как рождаются эмоции : революция в понимании мозга и управлении эмоциями, Барретт, Л. Ф., 2018
- Общая психология : учебник для вузов, Нуркова В.В., Березанская Н.Б., 2013
- Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
- Психология внимания : хрестоматия, , 2001
- Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., 2001
- Психология мышления : хрестоматия, , 2008
- Психология ощущений и восприятия : учеб. пособие для вузов, , 2002
- Социальная психология, Майерс, Д., 2010