Бакалавриат
2021/2022
Социология литературы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по выбору предлагает обзор ключевых направлений социологических исследований литературы XX-XXI веков, включая такие проблемы как «литература как социальный институт», «автор, авторство и авторское право в новое время», «литературный канон», «читатель и читательские сообщества», «фанфикшн и современные формы существования сетевой словесности», «идеология различных литературных жанров», трансмедийный сторителлинг, культура соучастия. Слушатели познакомятся с работами таких классиков социологии литературы, как Б.В. Дубин, Л.Д. Гудков, П. Бурдье, Х.Р. Яусс, Д. Гиллори, Д. Кавелти, Ф. Моретти, Ф. Джеймисон и др. Курс предлагает студентам набор подходов и теоретических инструментов, которые они смогут применять для анализа любых иных литературных текстов и кинофильмов. В этом смысле курс будет полезен слушателям с самыми широкими интересами – от истории литературы до современного искусства. Во 2 модуле запланирована практическая полевая работа (с включенным наблюдением) - посещение одного из текущих литературных событий.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов навыков ориентации в современных исследованиях литературы в социологическом контексте, анализа литературных произведений с использованием современных междисциплинарных подходов
- Знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами зарубежной и отечественной традиции социологического изучения литературы.
- Развитие у студентов навыков анализа научных текстов при помощи разнообразного инструментария, применяемого гибко и корректно
- Подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе.
- Формирование практических социологических навыков и методов полевого анализа данных и их интерпретации
Планируемые результаты обучения
- Знание теории Моретти, умение её анализировать, критически оценивать и применять к анализу любых кейсов
- Ориентируется в основных трендах развития социологии литературы
- Умение ориентироваться в основных трендах развития социологии литературы в России.
- Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Бурдье, применять ее к анализу любых кейсов
- Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Гиллори, применять ее к анализу любых кейсов
- Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Кавелти, применять ее к анализу любых кейсов
- Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Яусса, применять ее к анализу любых кейсов
- Умение применять социологические модели для изучения конкретных кейсов в истории русской литературы.
Содержание учебной дисциплины
- Социология литературы – основные тенденции
- Социология русской литературы: обзор исследований
- Социология литературного поля. Теория П. Бурдье и ее проекции
- Современные исследования литературного канона
- Социологический анализ литературного текста
- Рецептивная эстетика и изучение читателя
- Исследования массовой литературы
Элементы контроля
- Аудиторная работа на семинарах
- Тесты по лекционным материаламТестовые задания (1-2 вопроса, требующие множественный выбор или развернутый ответ) проводятся 2 раза в модуль (2 раза в 1 и 2 раза во 2-м модуле) после прослушанных студентами лекций.
- Доклад
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.29 * Аудиторная работа на семинарах + 0.29 * Тесты по лекционным материалам + 0.42 * Доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bojanowska, E. M., Brooks, J., Lounsbery, A., Miller, R. F., Rebecchini, D., Stone, J., … Росси, Л. (2016). Reading in Russia. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F3DB8512
- Guillory, J. (1993). Cultural Capital : The Problem of Literary Canon Formation. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=638238
- Moretti, F. (2000). The Slaughterhouse of Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4080AE94
- Moretti, F. (2013). Distant Reading. London [England]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=729748
- Network theory, plot analysis. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.629DE0C9
- On paragraphs. Scale, themes, and narrative form. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.49B0B30A
- Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
- Бурдье, П. (2005). Различение: Социальная Критика Суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1E177901
- Бурдье, П. (2005). Различение: Социальная Критика Суждения. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692749
- Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
- Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., 2011
- Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
- Рейтблат, А. И. (2016). Письменная литература в России в XIX веке, ее социокультурные функции и читатели. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73C9E5E9
- Самутина, Н. (2013). Великие Читательницы: Фанфикшн Как Форма Литературного Опыта. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.84E6F7F4
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bourdieu, P., & Emanuel, S. (2010). Rules of Art : Genesis and Structure of the Literary Field. Maldon, MA: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1734387
- Canon/archive : large-scale dynamics in the literary field. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFEA8C7F
- VDOVIN, A. (2017). “Dmitry Tolstoy’s Classicism” and the Formation of the Russian Literary Canon in the High School Curriculum. Ab Imperio, 18(4), 108–137. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=128449818
- От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы, Рейтблат, А. И., 2009