• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Уральские языки"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями об уральских языках, систематизирует знания о характеристиках финно-угорских и самодийских языков, тренирует умения проводить морфологический анализ текста на одном из финно-угорских или уральском языке и формирует навыки чтения литературы по финно-угорским и самодийским языкам, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере фундаментальной и компьютерной лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными особенностями уральских языков
  • Овладение студентами основными подходами к анализу уральских языков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет синтаксические особенности инфинитивного, причастного оборота в одном из уральских языков
  • выполняет поморфемную аннотацию текста на одном из финно-угорских или самодийских языков
  • выявляет основные параметры некоторого грамматического явления при чтении грамматики или статьи
  • знает базовые типологические характеристики финно-угорских и самодийских языков
  • знает генетическую классификацию уральских языков
  • знает основные особенности организации посессивных конструкций в уральских языках
  • знает основные особенности системы согласных в уральских языках, знает языки, в которых представлены типологически редкие согласные (знает характеристики этих согласных)
  • знает особенности систем нефинитных форм в финно-угорских и самодийских языках
  • знает подходы к описанию дискурсивных явлений в финно-угорских и самодийских языках: к вариативному грамматическому кодированию, выбору субъектно-объектного спряжения и др.
  • знает социолингвистическую ситуацию
  • знает, как реализуется сингармонизм в различных финно-угорских языках, противопоставление гласных по долготе
  • имеет представление о падежных системах разных финно-угорских языков
  • использует ресурсы по финно-угорским и самодийским языкам (корпусам текстов, электронным словарям)
  • находит в морфологически аннотированном тексте обсуждаемые в рамках курса грамматические явления
  • находит в текстах на одном из финно-угорских языков примеры, иллюстрирующие грамматические особенности уральских языков (падежные системы, организацию глагольной парадигмы и т.п.)
  • описывает особенности каузативной конструкции в мокшанском языке; описывает систему эвиденциальных категорий в уральских языках
  • определяет, к какой из подгрупп относится каждый из финно-угорских языков, называет основные социолингвистические характеристики (сколько носителей, географическое расположение и т.п.)
  • читает литературу по финно-угорским и самодийским языкам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Генетическая классификация финно-угорских и самодийских языков и их место в уральской языковой семье
  • Фонетические особенности финно-угорских языков
  • Общая структура словоформы в финно-угорских и самодийских языках. Основные типологические особенности финно-угорских и самодийских языков
  • Словоизменительные категории имени (начало)
  • Словоизменительные категории имени (продолжение)
  • Глагольная морфология
  • Синтаксис уральских языков
  • Анализ данных финно-угорских языков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий текущие тесты, вопросы к прочитанной литературе
  • неблокирующий доклад с презентацией по одной из грамматических тем
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не указано иное. Для пересдачи требуется либо доработать доклад в соответствии с комментариями преподавателя, сдать презентацию и краткий реферат статьи в письменном виде
  • неблокирующий тест
  • неблокирующий экзамен (анализ текста)
    В качестве пересдачи возможна доработка анализа текста в соответствии с комментариями, либо работа с новым текстом
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.15 * тест + 0.15 * текущие тесты, вопросы к прочитанной литературе + 0.3 * экзамен (анализ текста) + 0.4 * доклад с презентацией по одной из грамматических тем
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Minor uralic languages: grammar and lexis. (1995). Estonia, Europe: Tartu Ülikool. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3D43133C
  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Wagner-Nagy, B. B., Tamm, A., & Miestamo, M. (2015). Negation in Uralic Languages. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1018449

Авторы

  • Толдова Светлана Юрьевна