Бакалавриат
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Лексическая типология"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Цели освоения дисциплины «Лексическая типология» включают ознакомление со следующими языковыми феноменами и лингвистическими представлениями: представление о лексике как о сложно организованной системе; типологическое изучение систем языковых значений; способы выражения лексического значения говорящим.
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения дисциплины студент должен: знать базовые понятия лексики, основные принципы организации лексики и основные параметры вариативности лексических значений; уметь выявлять лексически выраженные значения, сравнивать и систематизировать их; владеть базовыми навыками и методами анализа лексических значений. Дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Языковое разнообразие (лингвистическая типология, социолингвистика, языки России, языки мира); Теория языка (морфология, синтаксис, семантика, дискурс).
Планируемые результаты обучения
- анализирует лексический материал, систематизирует его
- выявляет релевантные параметры для существующих в системе противопоставлений
- знает объект изучения лексической типологии
- знает особенности разных подходов в лексической типологии
- находит закономерности поведения лексических единиц
- соотносит материал известных ему языков с семантической картой
- умеет читать разные виды семантических карт
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Проблема системности в лексике
- Особенности ошибок наследников, принципы их анализа, классификации и корпусной разметки; возможность построения типологии в этой области
- Основные подходы к лексической семантике и лексической типологии
- Компьютерные методы в лексической типологии
- Пример лексико- типологического исследования: Aquamotion
- Пример лексико- типологического исследования: глаголы вращения
- Пример лексико- типологического исследования: глаголы звука
- Пример лексико- типологического исследования: качественные признаки
- Case studies: корпус ошибок
- Case studies: лексическая типология
Элементы контроля
- активность на семинарах
- контрольная работаПересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
- экзамен (презентация исследовательского проекта)
- домашнее задание
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.1 * домашнее задание + 0.41 * экзамен (презентация исследовательского проекта) + 0.2 * контрольная работа + 0.29 * активность на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Шафиков, С. Г. Лексическая типология языков : учебное пособие / С. Г. Шафиков. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 173 с. — ISBN 978-5-9765-4058-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/116113 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2016 - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925949