• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Биографический метод в социологии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 10
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса демонстрируются возможности глубинного нарративного интервью, стратегии его анализа. Особое внимание в курсе уделяется комплементарным исследовательским стратегиям: излагаются принципы интент-анализа (анализ намерений, сфера политического дискурса, потребительского поведения), объективная герменевтика как пример анализа латентных структур сознания, дискурсивный анализ (сфера коллективных представлений, оформленных в виде дискурса), конверсационный анализ (анализ диалога). Курс дополнен визуальной герменевтикой личных документов, фотографий, видео. Значительную часть курса составляют практические занятия по составлению гайда интервью, поведению полевого этапа, анализу нарратива.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Биографический метод в социологии» является ознакомление с качественной парадигмой социологического исследования, претендующей на изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее "встроенности" в социум, субъективного управления и приобретенного опыта.
  • Основной целью проектного семинара является дальнейшее углубление освоения дисциплины «Биографический метод в социологии» в двух направлениях – 1) освоении методологии сторителлинга для решения прикладных задач и 2) ознакомление и усвоение модуса об-ращения с политиками и этикой памяти.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство и понимание того, как устроены повествовательные тексты, природа, формы и функционирование нарратива, общие черты, присущие возможным типам нарративов, критерии, позволяющие отличать последние между собой, а также правила, в соответствии с которыми нарративы создаются и развиваются
  • Знакомство и умение применить различные оптики анализа биографических данных
  • Знание и умение применить методики анализа визуальных документов, а также знакомство с принципами организации невербальной коммуникации
  • Знание и умение применить различные аналитические подходы в биографическом исследовании
  • Знание и умение провести биографическое нарративное интервью
  • Знание основных различий между конструктом жизненного пути и биографией как рассказом о нем.
  • Осведомленность в истории качественных исследованаий в социологии. Знание основных теоретических концепций в поле биографического исследования
  • Осведомленность в направлении устной истории и исследований памяти как социального феномена, знание и понимание различий между различными видами памяти
  • Освоение принципов качественной методологии, знание стадий процесса качественного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История биографического метода в психологии и социологии. Классические качествен-ные/ биографические исследования
  • Устная история и биография. Фреймы коллективной памяти, феномены культурной и со-циальной памятей. Особенности автобиографической и социальной памяти, геносоцио-грамма.
  • Нарратология, основные понятия и концепции
  • Методология качественного подхода как общая база для биографических исследований
  • Биография как социальный феномен. Жизненный путь и истории жизни. События био-графии, биографический тайминг. Гендерные биографии.
  • Биографическое интервью: подготовка поля, гайда, проведение, фиксация на диктофон, транскрибирование
  • Анализ текста биографического интервью: концепции Ф.Шютце, Г.Розенталь. Обосно-ванная теория Глэзера, Страуса и Корбин
  • Комплементарные стратегии анализа: качественный содержательный анализ, психоаналитическая интерпретация текста, объективная герменевтика У.Овермана, кон-версационный анализ, интент- анализ
  • Анализ невербальной коммуникации, язык гендеризованной телесной коммуникации. Анализ визуальных биографических документов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Посещаемость + 0.4 * активность на семинарах + 0.4 * эссе
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нарративная психология : самость, психологическая травма и конструирование смыслов, Кроссли, М. Л., 2013
  • Общая социология : хрестоматия: учеб. пособие для вузов, , 2006
  • Орлова И. Б. - СОЦИОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 191с. - ISBN: 978-5-534-08902-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-istoricheskogo-znaniya-426683
  • Память, Баддли, А., 2011
  • Приглашение в социологию : гуманистическая перспектива, Бергер, П. Л., 1996

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История социологии : учебник, Батыгин, Г. С., 2007

Авторы

  • Рождественская Елена Юрьевна