Бакалавриат
2021/2022
Психология коммуникации
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кириллов Богдан Валерьевич,
Козлов Дмитрий Дмитриевич,
Корягина Наталья Александровна,
Патоша Ольга Ивановна,
Поддьяков Александр Николаевич
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Психология коммуникации» посвящена изучению человеческой коммуникации, способам передачи информации, проблемам, с которыми сталкиваются в процессе общения и путей их разрешения. Дисциплина содержит материал, позволяющий студентам узнать о межличностной, групповой и массовой коммуникации, способах убеждающей коммуникации, получить знания, необходимые для понимания и преодоления барьеров и трудностей, возникающих в коммуникативном процессе, а также общепсихологические и социально-психологические знания, необходимые для понимания и анализа причин их возникновения.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с ключевыми психологическими теориями, необходимыми для анализа психологических и социальных явлений
- Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
- Формирование представлений о психологических особенностях и закономерностях социальной реальности и социального познания
- Формирование представлений о причинах возникновения социальных и межгрупповых конфликтов и коммуникативных барьеров, а также способов их преодоления и профилактики в межличностном общении и массовой коммуникации
- Ознакомление с психологическими механизмами, закономерностями и методами воздействия массовой коммуникации на аудиторию
Планируемые результаты обучения
- Знает о причинах и последствиях конформного и неконформного поведения. Имеет представления о теориях одного и двух процессов. Понимает роль социальных инноваций в динамике группы и общества.
- Знает основные характеристики и классификации ощущений. Знает свойства восприятия и особенности восприятия пространства и времени. Знает виды, свойства и основные модели внимания.
- Знает предмет психологии. Способен различать житейские и научные представления о психических процессах и явлениях. Имеет представление о методах научного психологического исследования.
- Имеет представление о видах памяти. Знает основные закономерности мнемических процессов. Имеет представление о видах мышления. Понимает взаимосвязь процессов мышления и речи.
- Имеет представление о когнитивных и мотивационных причинах социальных конфликтов и противоречий. Понимает роль массовой коммуникации в их возникновении и профилактики.
- Имеет представление о межличностном и институциональном доверии, понимает их роль в процессах массовой коммуникации.
- Имеет представление о моделях убеждающей коммуникации. Знает основные факторы убедительности коммуникативных сообщений в межличностной и массовой коммуникации. Способен замечать признаки манимуляции в процессе коммуникации.
- Имеет представление о психоаналитическом, поведенческом, гуманистическом, факторном и социально-когнитивном подходах к пониманию личности. Имеет представление о темпераменте, характере и способностях
- Имеет представление о психологии масс. Знает теории социальной идентичности и социальной категоризации. Имеет представление об источниках межгрупповых конфликтов и понимает роль массовой коммуникации в их разрешении.
- Имеет представление о социальной реальности. Знает основные формы репрезентации социального знания. Понимает взаимосвязь способов репрезентации знания и психологической картины мира.
- Имеет представление о специфике массовой коммуникации в различных сферах.
- Имеет представление о специфике социальной реальности и процессов ее формирования. Обладает знаниями о социальных представлениях.
- Имеет представление о структуре потребностно-мотивационной сферы. Знаком с основными теориями мотивации.
- Имеет представление о структуре, видах и функции общения. Умеет анализировать коммуникативные барьеры в процессе общения и планировать способы их преодоления.
- Имеет представление об основных теориях научения. Понимает базовые закономерности формирования новых знаний и навыков.
- Имеет представление об основных теориях эмоций. Понимает взаимосвязь эмоциональных и когнитивных процессов. Имеет представление о роли эмоций в процессах совладания.
- Умеет анализировать психологические механизмы воздействия массовых коммуникаций. умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Психология как наука
- Тема 2. Ощущение, восприятие и внимание
- Тема 3. Память, мышление и речь
- Тема 4. Формирование навыков: научение, учение и обучение
- Тема 5. Потребности и мотивы
- Тема 6. Эмоции
- Тема 7. Личность и индивидуально-типологические различия
- Тема 8. Социальная реальность и социальные представления
- Тема 9. Социальное познание
- Тема 10. Межличностное общение
- Тема 12. Групповое давление
- Тема 14. Психология больших социальных групп
- Тема 13. Социальные конфликты и противоречия: причины, способы их разрешения и роль в этом массовой коммуникации.
- Тема 11. Убеждающая коммуникация
- Тема 15. Психологические аспекты планирования реализации информационных кампаний в средствах массовой коммуникации
- тема 16. Практическая массовая коммуникация в разных сферах общественной жизни.
- Тема 17. Доверие в коммуникации
Элементы контроля
- Аудиторная работа на семинарских занятиях
- Контрольная работа №1Контрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается.
- Контрольная работа №2Контрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается.
- Кейс по анализу массовой коммуникацииКейс представляет собой анализ нескольких сообщений в средствах массовой коммуникации. В зависимости от темы это могут быть сообщения, посвященные актуальным новостям, аналитические материалы, обучающие и развлекательные сообщения.
- Домашнее заданиеДомашнее задание выполняется в течение асинхронной недели и представляет собой написание рефлексивного эссе по анализу отраслей и методов психологического исследования.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.3 * Контрольная работа №2 + 0.2 * Контрольная работа №1 + 0.3 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Кейс по анализу массовой коммуникации
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Антонова Н. В. - ПСИХОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 373с. - ISBN: 978-5-534-00520-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-massovyh-kommunikaciy-450026
- Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
- Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2002
- Нуркова В. В., Березанская Н. Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 524с. - ISBN: 978-5-534-02583-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-449627
- Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
- Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для академического бакалавриата, Антонова, Н. В., 2015
- Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе ; Пер. с англ. под ред. проф. Т.Ю. Базарова ; [пер. с англ. Г.Ю. Любимова]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 622 с: ил., - ISBN 978-5-238-00713-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028704
Рекомендуемая дополнительная литература
- Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. - СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-534-08188-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnye-kommunikacii-psihologiya-obscheniya-432091
- Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. - СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 272с. - ISBN: 978-5-534-08188-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnye-kommunikacii-psihologiya-obscheniya-450074
- Век толп : исторический трактат по психологии масс, Московичи, С., 2011
- Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 405с. - ISBN: 978-5-534-06615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-452635
- Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 386с. - ISBN: 978-5-534-06807-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-2-452925
- Виноградова С. М., Мельник Г. С. - ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 512с. - ISBN: 978-5-9916-3446-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-massovoy-kommunikacii-425883
- Гулевич О. А. - ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОТ ГАЗЕТ ДО ИНТЕРНЕТА. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 264с. - ISBN: 978-5-534-12406-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-massovoy-kommunikacii-ot-gazet-do-interneta-447440
- Гулевич О. А. - ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОТ ГАЗЕТ ДО ИНТЕРНЕТА. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 264с. - ISBN: 978-5-534-12406-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-massovoy-kommunikacii-ot-gazet-do-interneta-457242
- Душкина М. Р. - ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ — МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 213с. - ISBN: 978-5-534-12739-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-vliyaniya-v-socialnyh-kommunikaciyah-psihologicheskoe-vozdeystvie-metody-i-tehnologii-457273
- Евгеньева Т. В., Селезнева А. В. - ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 258с. - ISBN: 978-5-534-08175-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-massovoy-politicheskoy-kommunikacii-438907
- Изард, К.Э. Психология эмоций : учебник / К.Э. Изард. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 464 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-314-00067-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055372 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055372
- Корягина Н. А., Антонова Н. В., Овсянникова С. В. - ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 440с. - ISBN: 978-5-534-03322-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obscheniya-450305
- Корягина Н. А., Михайлова Е. В. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 492с. - ISBN: 978-5-9916-3024-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-444265
- Лебон Г. ; Пер. Пименова Э. К., Фридман А. - ПСИХОЛОГИЯ МАСС - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 264с. - ISBN: 978-5-534-09319-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-mass-456133
- Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
- Нартова-Бочавер С. К. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 262с. - ISBN: 978-5-534-06161-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-453324
- Психология влияния : как научиться убеждать и добиваться успеха, Чалдини, Р. Б., 2019
- Психология доверия : учеб. пособие для вузов, Скрипкина, Т. П., 2000
- Психология доверия и недоверия, Купрейченко, А. Б., 2008
- Психология доверия, Ильин, Е. П., 2013
- Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., 2001
- Психология масс, Ольшанский, Д. В., 2001
- Психология массовой политической коммуникации : учеб. пособие для вузов, Евгеньева, Т. В., 2013
- Психология массовых коммуникаций : учебник / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 303 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/23673. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792707
- Психология массовых коммуникаций, Харрис, Р. Д., 2003
- Психология общения : учебник для вузов, Корягина, Н. А., 2014
- Психология потребительского поведения, рекламы и PR : учебное пособие для вузов, Антонова, Н. В., 2017
- Психология социального познания : учеб. пособие для вузов, Андреева, Г. М., 2005
- Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования : учебное пособие / Ю.Е. Кравченко. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 544 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047291
- Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2006
- Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие для вузов, Богомолова, Н. Н., 2010
- Социальная психология общения: теория и практика : монография / под общ. ред. С.Д. Гуриевой, Л.Г. Почебут, А.Л. Свенцицкого. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 389 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_5c23288728a5b4.76219099. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055875
- Социальная психология, , 2007
- Социальная психология, учебник для высших учебных заведений, 5-е изд., испр. и доп., 363 с., Андреева, Г. М., 2007
- Социальная психология. Теория и практика : учебник для вузов, Корягина, Н. А., 2014
- Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания, Бергер, П., 1995
- Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Болотова, А. К., 2016
- Чалдини, Р. Психология влияния : учебное пособие / Р. Чалдини. - 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 336 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01033-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055321 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055321