Бакалавриат
2021/2022
Литература и Digital Humanities
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает ознакомление студентов с компьютерными методами анализа художестввенного текста, с базовыми концепциями формального и квантитативного подхода к литературному материалу и соответствующими инструментами работы с ним. Курс предусматривает также знакомство с литературоведческими проектами, в которых применяются современные цифровые и компьютерные методы. Цифровое литературоведение, охватывающее вопросы текстологии, структуры художественного произведения и динамики литературного процесса, восходит к трудам формалистов и стиховедов 1920-х годов, бурно развивается в эпоху технооптимизма 1960-х и получает новый импульс на стыке XX и XXI вв., а также в современной цифровой реальности. Курс содержит как теоретические сведения, касающиеся специфики такого подхода к русской и мировой литературе, его сильных сторон и ограничений, так и практические компоненты, позволяющие студентам осуществлять самостоятельные исследования в рамках данного направления.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в гуманитарных дисциплинах.
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных.
- Студент владеет навыками практической работы с технологиями обработки текстовых данных.
- Студент имеет представление о данных и принципах работы современных технологий в филологической области знания
- Студент умеет анализировать результаты квантитативного анализа.
- Студент умеет использовать открытые ресурсы со структурированными данными.
Содержание учебной дисциплины
- Корпус «Прозиметрон», возможности работы с ним.
- Основные принципы текстовой разметки.
- Анализ ритмики стиха на фоне прозы. Проза поэта.
- Русский рассказ в диахронии: подходы к анализу малой русской прозы с помощью стилеметрических и DH-методов.
- Квантитативное исследование стиля: история и цели.
- Корреляционный анализ лингвистических данных.
- Классификационный анализ в лингвистике.
- Образы: квантитативный анализ.
- Квантитативный анализ динамики стиля.
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- ПроектВыполняется проект на тему «изучение ритмики стиха на фоне прозы на материале русской художественной прозы и стиха 19-20 веков» Конкретный материал определяется студентом самостоятельно по договоренности с преподавателем.
- Итоговый опрос
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Итоговый опрос + 0.5 * Проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Миркин, Б. Г. Введение в анализ данных : учебник и практикум / Б. Г. Миркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 174 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-5009-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/388371
Рекомендуемая дополнительная литература
- Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705