• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Операционный менеджмент и управление процессами

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Баев Григорий Олегович, Василенко Андрей Николаевич, Горгишели Мария Васильевна, Громова Елизавета Олеговна, Жиркова Екатерина Александровна, Курганов Максим Андреевич, Маевский Александр Генрихович, Нечипоренко Мария Владиславовна, Прохорова Анастасия Сергеевна, Сафронова Ксения Олеговна, Стерлигова Алла Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Главной целью преподавания дисциплины является обучение студентов операционному подходу к управлению организацией, как инструменту достижения целей и решения поставленных задач развития организации. При изучении дисциплины рассматриваются системные вопросы теории и практики операционной деятельности, широко используются современные кейсы из практики отечественного и зарубежного бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Главной целью преподавания дисциплины является освоение студентами операционного содержания бизнеса, как инструмента достижения целей и решения поставленных задач развития организации. Целями освоения дисциплины являются - формирование культуры операционного мышления в менеджменте, основанной на понимании места, роли и значения операционного менеджмента в системе управления предприятием, - формирование представлений о понятии и содержании операционной деятельности организации, - понимание содержания основных терминов и структуры терминологической базы операционного менеджмента, - приобретение навыков решения типовых задач организации и планирования операционной деятельностью компании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - способность предложить организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений (ПК-2), - способность планировать операционную (производственную) деятельность ор-ганизаций (ПК-13),
  • - способность проводить анализ операционной деятельности организации для подготовки управленческих решений (ПК-26).
  • Аргументирует преимущества и недостатки организации процессов в пространстве и времени применительно к конкретным условиям выполнения операций. - Владеет навыками анализа структуры цикла процесса.
  • Знает обязанности операционного менеджера при планировании, контроле и организации деятельности компании. - Решает стандартные задачи расчета производственной мощности.
  • Основными результатами обучения является развитие следующих способностей: - способность работать с информацией: находить, оценивать и использовать ин-формацию из различных источников, необходимую для решения профессиональных за-дач (УК-5), - способность критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность (УК-9),
  • Планируемые результаты обучения состоят в том, что студент по окончанию освоения дисциплины демонстрирует следующие знания, умения и навыки: - Формулирует цель и задачи управления операциями применительно к конкретным условиям функционирования операционной/производственной системы. - Определяет состав основных операций, необходимых для выполнения постав-ленных задач.
  • Рассчитывает и анализирует основные показатели операционного уровня деятельности организации. - Разрабатывает решения, направленные на совершенствование операционной деятельности, с учетом их социальной значимости
  • Отличает процессы, создающие ценность и не создающие для потребителей
  • Умеет формировать и анализировать карты процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Операционная составляющая бизнеса
  • Практическое содержание операционного менеджмента
  • Операционная система, ее организация и принципы управления
  • Расчет и размещение производственных мощностей
  • Типы производства, формы специализации структурных подразделений предприятия и формы организации процессов
  • Организация процессов в пространстве
  • Организация процессов во времени
  • Основные показатели операционной деятельности организации и оценки ее результатов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    На экзамене запрещено: 1. Пользоваться любыми вспомогательными средствами, в том числе и электронными (например, смартфоном, смарт часами, планшетом, вторым экраном компьютера и т.д.). 2. Пользоваться справочными, учебными, подготовительными материалами, конспектами лекций и семинарских занятий. 3. Открывать вкладки в браузере (кроме вкладки с экзаменационными вопросами). 4. Пользоваться подсказками 3-х лиц и шпаргалками. 5. Сидеть в наушниках. 6. Звонить по телефону и уходить без предупреждения. 7. Использовать заранее подготовленные материалы для решения задач, в том числе шаблон решения заданий в Excel с сохраненными формулами или элементами графиков. Экзамен проводится в онлайн формате. если ситуация не позволяет иное.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Выполнение мини-тестов в электронной системе
  • неблокирующий Работа на семинарах
    В случае, если студент получает итоговую оценку за работу на всех семинарах (включает как активность на семинарах, так и балл за мини-тесты) 8 баллов (отлично), эта оценка может быть повышена - до 9 баллов, если 1) студент представил 3 инициативных презентаций материалов кейсов, соответствующих одной из тем ПУД или иной теме из сферы операционного менеджмента, в которых студент демонстрирует критическое или творческое мышление, предлагает неожиданной инновационное решение и которые оказались полезны лектору, преподавателю или иным студентам, либо 2) преподаватель семинаров 5 раз отметил работу студента на семинаре, в процессе которой студент проявил выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; высокую, выходящую за установленные рамки, скорость решения задач; предложил неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов, либо 3) студент выполнил все экстра»/дополнительные задания лектора или преподавателя, отчеты по которым были зачтены, либо 4) студент представил 1) 2 инициативных презентации, отвечающих критериям, перечисленным ранее в пункте 1, а также его работа была 3 и более раз отмечена на семинаре преподавателем (критерии указаны в пункте или 2) он выполнил больше половины «экстра»/дополнительных заданий лектора или преподавателя, отчеты по которым были зачтены. - до 10 баллов, если 1) студент представил 5 и более инициативных презентаций материалов кейсов, со-ответствующих одной из тем ПУД или иной теме из сферы операционного менеджмента, в которых студент демонстрирует критическое или творческое мышление, предлагает неожиданной инновационное решение и которые оказались полезны лектору, преподавателю или иным студентам, либо 2) преподаватель семинаров более 7 раз отметил работу студента на семинаре, в процессе которой студент проявил выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; высокую, выходящую за установленные рамки, скорость решения задач; предложил неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов, либо 3) студент представил 1) 3 инициативных презентации, отвечающих критериям, перечисленным ранее в пункте 1, а также его работа была 5 раз отмечена на семинаре преподавателем (критерии указаны в пункте или 2) он выполнил все «экстра»/дополнительные задания лектора или преподавателя, отчеты по которым были зачтены.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Операционный (производственный) менеджмент : учеб. пособие для вузов, Стерлигова, А. Н., 2019
  • Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Операционный менеджмент, учебник, пер. с англ. И. Малковой, 10-е изд., 1056 с., Хейзер, Дж., Рендер, Б., 2016
  • Организация гармоничного производства : (теория и практика): учеб. пособие, Клевлин, А. И., 2003
  • Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент, пер. с 5-го англ. изд., 790 с., Слак, Н., Чеймберс, С., Джонстон, Р., 2009
  • Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., 2008
  • Управление деятельностью служащих, Уильямс, Р. С., 2003
  • Управление операционной средой организации : учебник, Моисеева, Н. К., 2013

Авторы

  • Баев Григорий Олегович
  • Горгишели Мария Васильевна
  • Стерлигова Алла Николаевна