Бакалавриат
2021/2022
Введение в историю человечества
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
10
Контактные часы:
190
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках этой дисциплины студентам предстоит получить представление об основных чертах всемирно-исторического процесса с начала антропогенеза вплоть до наших дней, различных периодизациях и этапах всемирной и отечественной истории, а также их взаимосвязи, наличии причинно-следственных связей в историческом процессе и множественности авторских трактовок и интерпретаций тех или иных исторических фактов и событий (в т.ч. выраженных в произведениях искусства). В ходе лекционных и семинарских занятий уделяется внимание ключевым событиям и процессам всех исторических эпох всемирной и отечественной истории.
Цель освоения дисциплины
- Овладение студентами основными концепциями исторического знания, исторического процесса и понятийным аппаратом исторической науки (в т.ч. тех её разделов, которые напрямую соотносятся с историей искусств)
- Создание представления о ходе и закономерностях всемирно-исторического процесса, взаимосвязи исторических эпох и событий всемирной и отечественной истории
- Формирование представлений о множественности интерпретаций всемирной и отечественной истории на основе анализа исторических источников и специальной литературы (в т.ч. по истории искусств)
Планируемые результаты обучения
- Знает научные концепции «закрепощения сословий», «сословно-представительной монархии» и «абсолютизма»
- Знает основные концепции российской истории IX-XXI вв.
- Знает основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II
- Знает основные научные концепции, причины, направления и последствия реформ Петра I в первой половине XVIII в.
- Знает основные особенности и закономерности эволюции первобытного общества
- Знает основные особенности и тенденции развития государств Европы и Азии в XVII в.
- Знает основные особенности развития и эволюции общества и государства в Древнем Риме
- Знает основные подходы к проблеме европейского колониализма XVI-XIX в., его периодизацию
- Знает основные понятия и категории по истории Древнего мира
- Знает основные понятия и термины из истории Античности
- Знает основные предпосылки и идейные течения Просвещения в Европе XVII-XVIII вв.
- Знает основные причины и последствия церковного раскола в XVII в., сущность воззрений раскольников
- Знает основные причины и проявления политического, экономического, идеологического кризиса Римской империи III-V вв. и ход образования романо-варварских королевств в V-VI вв.
- Знает основные театры военных действий и сражения Второй мировой войны (1939-1945)
- Знает основные тенденции и особенности развития мировой политической и экономической системы в период между двумя мировыми войнами (1918-1939)
- Знает основные тенденции общественно-политического развития европейских государств в первой половине XIX в., причины революционного движения в Европе 1848-1849 гг.
- Знает основные этапы завоевания Александра Македонского на Востоке и историю государств диадохов
- Знает основные этапы завоевания Александра Македонского на Востоке и историю государств диадохов.
- Знает основы внешней политики Советской России в 1922-1939 гг. и её место в системе международных отношений в межвоенный период
- Знает особенности социально-экономического развития русских княжеств, основные центры собирания русских земель в XIII-XV вв.
- Знает особенности экономического, демографического и административно-политического развития домонгольской Руси XI-XIII вв.
- Знает периодизацию истории Средних веков и особенности позднего Средневековья
- Знает периодизацию истории Средних веков и особенности раннего и высокого Средневековья
- Знает периодизацию истории Средних веков и особенности раннего и высокого Средневековья.
- Знает предпосылки, причины и основные театры военных действий Первой мировой войны (1914-1918)
- Знает причины, предпосылки, основные этапы и события, итоги Отечественной войны 1812 г.
- Знает причины, предпосылки, ход и итоги Великой отечественной войны 1941-1945 гг.
- Знает причины, предпосылки, ход Первой мировой войны 1914-1918 гг. на Восточном фронте
- Знает содержание и итоги основных политических и экономических реформ российского правительства в 1991-2019 гг., их оценку историками и общественным мнением
- Знает сущность и основные этапы научно-технической революции (НТР)
- Знает сущность политики опричнины Ивана Грозного
- Имеет навыки критического анализа письменных памятников Древнего Египта и Передней Азии II-I тыс. до н.э.
- Имеет представление о внешней политике Российской империи в отношении Западной Европы первой половины XIX в., Венской системе международных отношений и политике подавления революционного движения
- Имеет представление о возникновении биполярного мира и "третьем мире", процессах деколонизации послевоенного мира
- Имеет представление о глобализационных процессах на Западе и Востоке в конце XX - начале XXI в.
- Имеет представление о зарождении и развитии революционного движения и его основных направлениях в конце XIX - начале XX в.
- Имеет представление о концепции "просвещённого абсолютизма" в Западной Европе и Российской империи XVIII в.
- Имеет представление о месте Российской империи в международных отношениях конца XIX - начала XX вв.
- Имеет представление о месте Российской Федерации в международных отношениях на рубеже XX-XXI вв.
- Имеет представление о начале складывания колониальных империй европейских держав
- Имеет представление о пореформенном времени в Российской империи, основных направлениях реформ в в 1860-1870-х годах
- Имеет представление о природно-климатических и географических факторах развития Российского государства
- Имеет представление о причинах и последствиях распада СССР, основных локальных конфликтах на его бывшей территории
- Имеет представление о причинах краха биполярного мира и социалистического лагеря в 1980-х годах
- Имеет представление о причинах, периодизации и итогах Смутного времени в России начала XVII в.
- Имеет представление о советском варианте модернизации и путях его реализации в 1920-1930-х годах
- Имеет представление о формировании новой системы международных отношений во второй половине XX в.
- Имеет представление о ходе и последствиях монголо-татарского нашествия на Русь, сущности монголо-татарского ига в XIII-XV вв.
- Имеет представление об империалистической политике ведущих европейских держав в конце XIX - начале XX вв. и её последствиях
- Имеет представление об индустриалиальной революции в Западной Европе XIX в.
- Имеет представление об основах гуманистической культуры и особенностях Возрождения в Западной Европе XIV-XVI вв.
- Имеет представление об основах международно-правового регулирования в межвоенный период (1918-1939)
- Имеет представление об основных глобальных вызовах и проблемах рубежа XX-XXI вв. (международный терроризм, экологические катастрофы, эпидемии и т.п.).
- Имеет представление об основных закономерностях развития обществ Древнего Китая и Древней Индии.
- Имеет представление об основных закономерностях развития обществ Древнего мира в Северной Африке и Передней Азии
- Имеет представление об основных закономерностях развития обществ Древнего мира в Северной Африке и Передней Азии.
- Имеет представление об основных идейно-политических течениях Азии и Африки в конце XX - начале XXI в.
- Имеет представление об основных общественно-политических институтах Древнерусского государства (община, вече и т.п.)
- Имеет представление об основных особенностях развития обществ Древней Греции и Древнего Рима
- Имеет представление об основных особенностях развития обществ Древней Греции.
- Имеет представление об основных политических теориях и идейных течениях второй половины XVIII - XIX в. (споре западников и славянофилов, триаде "православие, самодержавие, народность" и т.д.)
- Имеет представление об основных политических теориях, политических институтах (боярская Дума, государев двор, приказы и др.) и сословиях в Русском государстве XV-XVI вв.
- Имеет представление об особенностях политогенеза восточных славян в VII-X вв., основных концепциях образования Древнерусского государства
- Имеет представление об особенностях социально-политического и экономического развития стран Азии и Африки в постколониальный период
- Имеет представлений о характере взаимоотношений церкви и государства во второй половине XVII в.
- Обладает навыком критического анализа правовых и литературных источников Древней Руси XI-XIII вв.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Начало человеческой истории
- Тема 2. Общие проблемы истории Древнего мира. Возникновение древнейших государств в IV – III тыс. до н.э.
- Тема 3. Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в эпоху ранней древности (III-II тыс. до н.э.): Египет, Месопотамия, периферийные государства Ближнего и Среднего Востока.
- Тема 4. Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в I тыс. до н.э.
- Тема 5. Общество и государство древней Индии и древнего Китая.
- Тема 6. Современные научные концепции античности
- Тема 7. Древняя Греция: истоки европейской культуры
- Тема 8. Походы Александра Македонского и образование «мировой» державы
- Тема 9. Эпоха эллинизма
- Тема 10. Древний Рим: формирование цивилизационных оснований будущей Европы
- Тема 11. Раннее Средневековье: эпоха Каганаты, Халифаты и обновленные империи.
- Тема 12. Мир вокруг Тысячного года. «Ренессанс XII века».
- Тема 13. Рах mongolica и апогей Средневековья
- Тема 14. Мир после «Черной смерти»
- Тема 15. Мир на пороге Нового времени
- Тема 16. Европа и мир XVII в. Колониальные империи: начало складывания.
- Тема 17. «Плоды Просвещения».
- Тема 18. Эпоха романтизма: либералы и консерваторы
- Тема 19. Время торжествующего капитализма
- Тема 20. Конец старого мира. Первая мировая война и межвоенный период.
- Тема 21. Вторая мировая война и ее последствия
- Тема 22. Мир в 1950-1980-е годы: "холодная война" и крах социалистической системы.
- Тема 23. Вызовы нового мира: рубеж XX-XXI вв.
- Тема 24. Европейский колониализм и развитие стран Азии и Африки: основные подходы и оценки в отечественной и зарубежной историографии
- Тема 25. Особенности трансформации и развития афро-азиатских общества в новое и новейшее время
- Тема 26. Последствия распада империй и современный мир
- Тема 27. В поисках альтернативы: незападные модели общественного и государственного устройства в XX веке
- Тема 28. Процессы глобализации и трансформация роли стран Азии и Африки
- Тема 29. Характерные черты исторического развития России
- Тема 30. Образование Древнерусского государства (IX–X вв.)
- Тема 31. Древнерусские земли в XI – начале XIII в.: экономическое, демографическое и политическое развитие
- Тема 32. Социальные отношения, право, церковь, общественно-политическая мысль домонгольской Руси
- Тема 33. Нашествие монгол на Русь (1237-1240 гг.) и установление зависимости от Орды
- Тема 34. Позднесредневековая Русь: факторы дезинтеграции и борьба за единство
- Тема 36. Выбор пути развития в середине XVI в. Политика Ивана Грозного и её последствия
- Тема 37. «Кризис XVII века» в России: Смутное время, традиции и новации в XVII в.
- Тема 38. Церковно-религиозный кризис в XVII в.
- Тема 39. Сословный строй, крепостное право и социальная борьба XVI–XVII вв.
- Тема 40. Петровские преобразования и их судьба в первой половине XVIII в.
- Тема 41. Идеализм и прагматизм в политике России второй половины XVIII в.
- Тема 42. Россия и Европа в конце XVIII – первой половине XIX в.
- Тема 43. Российская империя: от реформ к катастрофе
- Тема 44. Политические теории, проекты и движения во второй половине XVIII – XIX в.
- Тема 45. Революция 1905-1907 гг., Первая Мировая война и Великая русская Революция
- Тема 46. Создание СССР и политика большевиков: «утопия у власти» и «великое отступление»
- Тема 47. СССР во Второй Мировой войне и послевоенный биполярный мир. Продолжение и конец «советского эксперимента»
- Тема 35. Образование Русского государства (середина XV – середина XVI в.). «Новая монархия» или «восточный деспотизм»?
- Тема 48. Распад СССР. Советский эксперимент и его значение для мировой истории.Современная Россия в условиях глобализации.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.5 * Устный экзамен + 0.2 * Творческое задание + 0.3 * Активность и выступления на семинарах
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * Устный экзамен + 0.15 * Активность и выступления на семинарах + 0.5 * 2021/2022 учебный год 2 модуль + 0.1 * Творческое задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
- История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
- История Востока. Т.2: ., Васильев, Л. С., 2003
- История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
- История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003
- История России : учеб. пособие, Земцов, Б. Н., 2013
- История России с древнейших времен до конца ХХ века : учеб. пособие для вузов, Горинов, М. М., 2002
- История России, 1861 - 1917 : учебник для вузов, Федоров, В. А., 2013
- История средних веков. Т.2: Раннее Новое время, Дмитриева, О. В., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- История России (Россия в мировой цивилизации) : курс лекций, Федоринов, Е. И., 2007
- История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
- История стран Европы и Америки в новейшее время (1918 - 1945) : курс лекций : учеб. пособие для вузов, Язьков, Е. Ф., 2001
- Новая история стран Европы и Америки : учебник для вузов, Виноградов, В. Н., 2004
- Новейшая история России, 1914-2008 : учеб. пособие для вузов, Кутузов, В. А., 2008
- Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. Ч.3: 1945 - 2000, Макеева, Л. А., 2001
- Отечественная история новейшего времени, 1985 - 2005 гг. : учебник для вузов, Безбородов, А. Б., 2007