Бакалавриат
2021/2022
Проективные методики в исследованиях
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Чеглакова Людмила Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для знакомства студентов-социологов с группой методик, предназначенных для диагностики особенностей личности и поведения в анкетных опросах и фокус-группах. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые респондент должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность респондентов давать желательные ответы - в этой группе методик ответы на задания не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений.
В курсе будут освещены вопросы теоретического и практического характера, рассматриваемые в отечественной и зарубежной литературе последних лет в отношении проективных методик и их применения в социологии, HR, маркетинге, PR и брендинге.
Цель освоения дисциплины
- состоит в ознакомлении студентов с основными принципами планирования, проведения и анализа исследований с использованием проективных методик, включая: охарактеризовать методологические подходы к использованию проективных методик в исследованиях; познакомить студентов с основами видами проективных методик и примерами (лучшими практиками) их использования; научить студентов выбирать виды проективных методик под некоторые типовые задачи (темы), конструировать исследовательский инструментарий, проводить процедуры сбора информации и осуществлять анализ эмпирических данных.
Планируемые результаты обучения
- быть знаком с научными истоками и теоретическими подходами и использования проективных методик в исследованиях
- быть знакомым (ой) с Методикой ситуационного (кейс) интервью по отбору кандидатов на вакансию
- быть знакомым (ой) с этапами анализа для методики неоконченных предложений
- знать историю появления, примеры, алгоритм проведения Методики неоконченных предложений (МНП)
- знать классификацию видов проективных методик
- знать основные категории и понятия, которыми оперирует изучаемый спецкурс
- знать признаки проективных методик как метода и их функции в исследованиях
- иметь представление о распространенных тестах персоналах с использованием проективных методик
- иметь представление о ситуациях применения разных методик
- иметь представление об алгоритме анализа и написания отчета для тестов с применение проективных методик
- получить опыт анализа и написания отчета для тестов с применение проективных методик
- получить опыт разработки интервью для отбора кандидатов с использованием модели компетенций
- понимать возможности использования проективных методик в массовых опросах, в фокус-группах
- понимать суть разных методик, их достоинства и недостатки
- уметь осуществлять процедуры исследования с использованием проективных методик (инструкция, организация процесса сбора данных, групповой динамики)
- уметь проводить первичный анализ данных и представлять отчет заказчику
- уметь формулировать ситуацию /цель/ задачу, вопросы исследования
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Происхождение и возможности применения проективных методик в исследованиях
- Тема 2. Виды и характеристики проективных методик
- Тема 3. Примеры распространённых проективных методик для использования в анкетных опросах и фокус-групповых дискуссиях (лаборатория)
- Тема 4. Анализ и интерпретация данных
- Тема 5. Анализ и интерпретация данных
Элементы контроля
- Групповое домашнее задание (ДЗ)вес менее 0,20 – «неудовлетворительно» (1-3 баллов) вес – от 0, 40 – 0,60 – «удовлетворительно» (4-5 баллов) вес – от 0,60 – 0,80 – «хорошо» (6-7 баллов) вес от 0,80 – 1,00 – «отлично» (8 баллов). 9 и 10 баллов можно получить за превосходный результат, включая целостность работы и глубину полученных результатов, пилотаж на не менее чем 10 респондентах, выход на мини теории, достаточную детализацию и практическую полезность рекомендаций, а также оформление текста и цитируемых источников по ГОСТ.
- За работу на семинарах (С)1. На презентации должны присутствовать и участвовать в ней все члены команды. В случае отсутствия по уважительной причине (при наличии оправдательных документов) оценка члену команды будет проставлена. В ином случае эта работа засчитана не будет. 2. Оценка, полученная подгруппой/ командой на семинаре, является одинаковой для всех участников команды. Исключения: • Премиальные баллы от 1 до 3 баллов могут быть выставлены студентам с активной позицией (выступление в роли спикеров, задающих вопросы) по оценке преподавателя.
- Экзамен (Э)Экзамен проходит в форме письменного теста, онлайн, платформа LMS, 20% закрытых, 80% открытых вопросов и кейсов. Продолжительность тестирования 60 минут. Отсутствие возможности использования черновых записей. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.3 * За работу на семинарах (С) + 0.3 * Экзамен (Э) + 0.4 * Групповое домашнее задание (ДЗ)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анализ социологических данных : методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками : учеб.пособие для вузов, Толстова, Ю. Н., 2000
- Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
- Методология анализа данных в социологии (введение) : учеб. пособие для вузов, Татарова, Г. Г., 1998
- Основы прикладной социологии : учебник для вузов, Горшков, М. К., 1996
- Основы типологического анализа в социологических исследованиях : учеб. пособие, Татарова, Г. Г., 2004
- Основы типологического анализа в социологических исследованиях : учеб. пособие, Татарова, Г. Г., 2007
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Глубокое интервью : учеб. пособие для вузов, Белановский, С. А., 2001
- Измерение в социологии : учеб. пособие для вузов, Толстова, Ю. Н., 2007
- Измерение в социологии : учеб. пособие для вузов, Толстова, Ю. Н., 2009
- Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты, Феннето, Э., 2004
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
- Метод фокус-групп : Ридер по спецкурсу, Маслова С. В., 2004
- Метод фокус-групп : учеб. пособие для вузов, Белановский, С. А., 2001
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
- Современный контент-анализ : прил. в обл.: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы, Шалак, В.И., 2009
- Социологическое исследование : практическое руководство, Сикевич, З. В., 2005