• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Российская экономика-1

Статус: Курс обязательный (Экономический анализ)
Направление: 38.04.01. Экономика
Кто читает: Практико-ориентированные магистерские программы факультета экономических наук
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 18
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Кузнецов Борис Викторович, Орлова Юлия Александровна
Прогр. обучения: Экономический анализ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Российская экономика (часть 1)" дает представление о современном состоянии российской экономики, а также систематизирует факторы, определяющие логику социально-экономического развития страны на разных ее этапах, что позволит продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: микроэкономика, макроэкономика, математическая статистика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - формирование представления о современном состоянии российской экономики
  • - формирование комплексного восприятия процесса исторического развития российской экономики и общества
  • - систематизация факторов, определяющих логику социально-экономического развития страны на разных его этапах
  • - демонстрация преемственности проблем российской экономики в условиях различных экономических систем
  • - формирование умения анализировать, обсуждать и аргументированно защищать свою точку зрения по вопросам реализации экономической политики
  • - приобретение опыта работы с реальными статистическими данными и данными отчетности компаний
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует факторы конкурентоспособности национальных производителей, имеет навык сравнительного анализа российских предприятий с зарубежными аналогами, формулирует вызовы перспективного развития российских производителей
  • Аргументированно характеризует место России в международном разделении труда, ее специализацию и связанные с этим проблемы для экономического роста; выявляет риски перспективного развития добывающих отраслей в России
  • Знает причины и масштабы структурных изменений в период трансформационного спада, имеет навык критического анализа отдельных инструментов промышленной политики
  • Использует в анализе конкурентоспособности российских производителей особенности их инновационной активности
  • Комплексно анализирует перспективы развития отраслей российской экономики, в том числе экспортно-ориентированных, с учетом ограничений со стороны транспортной инфраструктуры
  • Понимает истоки современных тенденций в развитии российского сельского хозяйства, приводит примеры успешного импортозамещения в российской экономике, формулирует ограничения возможности масштабирования этого опыта.
  • Понимает объективные и субъективные факторы, которые предопределили выбор конкретной модели приватизации в России, способен выявить последствия особенностей формирования собственности в России для решений экономических агентов на современном этапе
  • Прогнозирует последствия для производителей решений в рамках политики таргетирования инфляции, изменения ключевой ставки, регулирования валютного курса, принятия антикризисных мер
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Приватизация и эволюция собственности в России
  • Структура российской экономики и структурная политика
  • Важнейшие отрасли экономики России: нефтяная и газовая промышленность
  • Важнейшие отрасли экономики России: обрабатывающая промышленность.
  • Важнейшие отрасли экономики России: сельское хозяйство
  • Важнейшие отрасли экономики России: транспорт
  • Российская инновационная система
  • Монетарная и валютная политики
  • Бюджетно-налоговая политика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценивается активность студентов в участии в дискуссии по теме семинара. Активность подразумевает демонстрацию студентом в ходе дискуссии осведомленности в отношении изучаемой темы, знании рекомендованной литературы, материалов лекций, способности применять эти знания при анализе реальных ситуаций. Учитывается полнота комментариев, их важность для изучаемой темы
  • неблокирующий Домашние задания
    Домашние задания содержат открытые вопросы по теме прошедшего семинара или вебинара лекционного типа. Выполненное домашнее задание должно быть выслано в течение 7 дней после окончания семинара/вебинара.
  • неблокирующий Тесты после онлайн-лекций
  • неблокирующий Проект
    Проект – групповое задание, связанное с анализом информации и данных реальных компаний. Завершается презентацией результатов проекта на последнем семинаре. Оценивается результат проекта в целом, участники команды получают количество баллов, равное оценке проекта, умноженной на число участников группы, готовившей проект. Полученное количество баллов распределяется участниками группа или капитанами среди участников группы.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится онлайн с прокторингом. Формат экзамена: Экзамен состоит из финального теста с закрытыми и открытыми вопросами с ограничением по времени. Во время экзамена студент обязан соблюдать правила академической этики: запрещается подлог, списывание, заимствование идей без указания авторства и т.п.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.15 * Тесты после онлайн-лекций + 0.25 * Экзамен + 0.1 * Работа на семинарах + 0.25 * Проект + 0.25 * Домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Долгопятова, Т., Ивасаки, И., & Яковлев, А. (2009). Российский Бизнес 20 Лет Спустя: Путь От Социалистического Предприятия К Рыночной Фирме. Мир России. Социология. Этнология, 18(4).
  • Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : курс лекций, Ясин, Е. Г., 2002
  • Российская экономика. Кн.2: Настоящее и перспективы после реформ, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Юрий Симачев, Михаил Кузык, Борис Кузнецов, & Евгений Погребняк. (2014). Россия на пути к новой технологической промышленной политике: среди манящих перспектив и фатальных ловушек. Форсайт, 8(4).