• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Практикум: Наблюдение

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психологический практикум: Наблюдение» направлена на: • знакомство с основными методами наблюдения в психологии; • получение практических навыков организации и проведения наблюдения; • формирование аналитических навыков соотнесения наблюдаемых особенностей поведения с особенностями психической регуляции. В результате освоения дисциплины студент должен: • знать основные подходы к организации наблюдения в зависимости от поставленных целей; • знать основные методы фиксации данных наблюдения при решении различных практических и исследовательских задач; уметь проводить анализ особенностей наблюдаемого поведения; • уметь планировать наблюдение (сбор данных, контроль и учет побочных переменных, построение и проверка гипотез).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными методами наблюдения в психологии
  • Получение практических навыков организации и проведения наблюдения
  • Формирование аналитических навыков соотнесения наблюдаемых особенностей поведения с особенностями психической регуляции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает особенности метода наблюдения. Может самостоятельно оценить ресурсы для его организации
  • Студент может оценить влияние наблюдателя на субъекта наблюдения. Выделить и описать эффекты возникающего у наблюдателя в процессе наблюдения.
  • Студент может по результатам наблюдения выявить признаки лжи.
  • Студент может по результатам наблюдения за интервью при приеме на работу оценить основные профессиональные компетенции.
  • Студент может по результатам наблюдения за работой группы выявить и описать основные групповые закономерности поведения, а также отдельные личностные черты членов группы.
  • Студент может по результатам наблюдения описать основные личностные черты человека.
  • Студент может провести сравнительный анализ различных методов наблюдения и выбрать наиболее релевантный для предложенной ситуации.
  • Студент может самостоятельно оценить базовые эмоции по результатам наблюдения.
  • Студент может самостоятельно спланировать все этапы наблюдения.
  • Студент может спланировать наблюдение с учетом особенностей объекта и предмета наблюдения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Наблюдение как метод психологического исследования
  • Беседа как метод психологии
  • Объект и предмет наблюдения
  • Наблюдатель и наблюдаемый в процессе наблюдения
  • Общая характеристика видов наблюдения
  • Этапы наблюдения
  • Применение метода беседы в долгосрочном консультировании. Этапы беседы в кризисном телефонном консультировании
  • Оценка эмоций с использованием метода наблюдения
  • Метод беседы в социальной психологии
  • Использование метода наблюдения для определения лжи
  • Применение метода беседы при проведении исследований качественной методологии
  • Наблюдение в оценке личностных черт
  • Наблюдение за группой
  • Наблюдение в оценке персонала
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы 1
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы 2.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы 3.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы 4.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы 5.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы 6.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы 8.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы 9.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы 10.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Работа на занятии
  • неблокирующий Допбалл 1
  • неблокирующий Допбалл 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Работа на занятии + 0.1 * Допбалл 1 + 0.1 * Допбалл 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-369-01467-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508186
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401
  • Методология качественных исследований в психологии: Учебное пособие / Н.П. Бусыгина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006022-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357385

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bedoya-Echeverry, S., Belalcázar-Ramírez, H., Loaiza-Correa, H., Nope-Rodríguez, S. E., Pinedo-Jaramillo, C. R., & Restrepo-Girón, A. D. (2017). Detection of lies by facial thermal imagery analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E2C8598
  • Carol Joyce Blumberg. (2018). Observation & Experiment: An Introduction to Causal Inference Paul R. Rosenbaum Harvard University Press, 2017, 374 pages, £25.95, hardcover ISBN: 978†0†674†97557†6. International Statistical Review, (1), 165. https://doi.org/10.1111/insr.12259
  • Craig, D. P. A., & Abramson, C. I. (2018). Ordinal pattern analysis in comparative psychology - A flexible alternative to null hypothesis significance testing using an observation oriented modeling paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt08w0c08s
  • Deng, S., Lin, Y., Liu, Y., Chen, X., & Li, H. (2017). How Do Personality Traits Shape Information-Sharing Behaviour in Social Media? Exploring the Mediating Effect of Generalized Trust. Information Research: An International Electronic Journal, 22(3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1156382
  • DeWalt, K. M., & DeWalt, B. R. (2011). Participant Observation : A Guide for Fieldworkers (Vol. Second edition). Lanham, Maryland: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481988
  • Differential Psychology. (2000). Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.3627a4d9.478b.47da.ad5a.071bf5fbc8d6
  • Joosten, A. M. (2016). Observations. NAMTA Journal, 41(3), 199–213. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1125303
  • Konar, A., & Chakraborty, A. (2014). Emotion Recognition : A Pattern Analysis Approach. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=926291
  • Levine, T. R., Blair, J. P., & Carpenter, C. J. (2018). A critical look at meta‐analytic evidence for the cognitive approach to lie detection: A re‐examination of Vrij, Fisher, and Blank (2017). Legal & Criminological Psychology, 23(1), 7–19. https://doi.org/10.1111/lcrp.12115
  • Martina Vicianova. (2015). Historical Techniques of Lie Detection. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1A1771D5
  • Montessori, M. (2016). Observation and Development: From Dr. Montessori’s 1946 London Training Course. NAMTA Journal, 41(3), 413–419. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1125402
  • Moran, J. (2008). Mass-Observation, Market Research, and the Birth of the Focus Group, 1937-1997. Journal of British Studies, 47(4), 827–851. https://doi.org/10.1086/590170
  • Özdemir, G., & Dalkiran, E. (2017). Identification of the Predictive Power of Five Factor Personality Traits for Individual Instrument Performance Anxiety. Journal of Education and Training Studies, 5(9), 109–114. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1151680
  • Passive Lie Detection: The Effect of Open and Closed Body Postures on Accuracy. (2017). https://doi.org/10.5281/zenodo.3401313
  • Pennington, D. C., Hill, P., & Gillen, K. (2016). Social Psychology. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1165369
  • Rosenbaum, P. R. (2017). Observation and Experiment. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1561257
  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
  • Summers, R. W. (2017). Social Psychology: How Other People Influence Our Thoughts and Actions [2 Volumes]. Santa Barbara, California: Greenwood. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1414547
  • Tim eMarsh, & Simon eBoag. (2013). Evolutionary and Differential Psychology: Conceptual Conflicts and the Path to Integration. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00655/full
  • Vrij, A., Leal, S., Jupe, L., & Harvey, A. (2018). Within‐subjects verbal lie detection measures: A comparison between total detail and proportion of complications. Legal & Criminological Psychology, 23(2), 265–279. https://doi.org/10.1111/lcrp.12126
  • William Revelle, David M. Condon, & Joshua Wilt. (2010). Methodological Advances in Differential Psychology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B88F3B8

Авторы

  • Яголковский Сергей Ростиславович
  • Вечерин Александр Викторович