Магистратура
2021/2022
Экономика медиа
Статус:
Курс обязательный
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Гасанов Эмин Салман Оглы,
Довбыш Ольга Сергеевна,
Казакулова Галина Рафаилевна,
Тимофеева Оксана Александровна
Прогр. обучения:
Кинопроизводство в мультиплатформенной среде
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Экономика медиа" призван познакомить студентов с основными понятиями экономической теории, применимых к медиарынку. В рамках курса магистранты познакомятся с основными характеристиками медиарынка как сдвоенного рынка, а также узнают особенности культурного продукта. Также в рамках курса студенты узнают о видах концентрации и конкуренции в СМИ, а также о возможных способах государственного регулирования этих явлений. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации и 42.04.02 Журналистика, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представление о системе СМИ как системе, действующей в рамках хозяйственных и экономических связей при специфической организации труда и в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления
- Знакомство студентов с основными составляющими экономики медиа, особенностями медиарынка как специфической системы обмена, с ключевыми моделями медиаэкономики (связанными, прежде всего, со степенью коммерциализации медиаиндустрии)
- Сформировать у студентов представления об основных функциях и ролях рекламы, видах современной рекламы и средствах ее распространения, изучить зарубежный, а так-же отечественный опыт функционирования рекламного рынка, его экономические, национальные и культурные особенности, проанализировать правовые основы функционирования рекламной деятельности в разных странах
- Курс позволит обозначить ключевые отличия государственной экономической политики в области медиа различных стран мира, сформировать пони-мание основных особенностей регулирования экономики медиа (регулирования концентрации, национальной идентичности в медиа и т. д.)
Планируемые результаты обучения
- Выделяет особенности "культурного" продукта
- Знает виды конкуренции СМИ
- Знает основные модели доставки телевизионного сигнала
- Знает основные российские и иностранные медиаконцерны
- Знает основные стратегии
- Знает понятие медиарынка и понимает роль медиа в современной экономике
- Знает типы издержек предприятия
- Знает устройство медийной экосистемы
- Определяет вид издержек предприятия
- Осознает гибридность медиапродукта
- Понимает действие экономики масштабов производства медипредприятия
- Понимает особенности государственная поддержки медиаорганизаций в развитых странах Запада
- Понимает особенности крупных медиаконцернов
- Понимает особенности системы непрямой государственной поддержки
- Понимает суть сдвоенности медиарынка
- Различает виды концентрации медиабизнеса
Содержание учебной дисциплины
- New Media Business Models
- Media Economics Foundations
- Digital Newsrooms
- Esports and Organization Studies (how teams work and perform in a fastchanging environment)
- Using Microsoft Excel for solving business and management tasks in field of media
- Foundations of media economics and media management (Основы медиаэкономики и медиаменеджмента).
- Тема 1. Специфика медиа как товара и медиаиндустрии в целом, основные понятия медиаэкономики.
- Strategic media management (Стратегический медиаменеджмент)
- Тема 5. Концентрация в медиа. Ведущие мировые медиаконцерны.
- Тема 4. Конкуренция СМИ: ее виды. Типы рыночных структур в медиаиндустрии.
- Тема 3. Концепция сдвоенного рынка СМИ.
- Тема 6. Инфраструктура медиа. Сети передачи данных для медиа, способы цифровой дистрибуции медиапродуктов.
- Тема 7. Государственная политика в области медиа.
- Strategic Media Management
- Esports and the Changing Digital Media Landscape
Элементы контроля
- Тест по итогам лекционных занятий
- Итоговая оценка по итогам первого модуля
- Итоговая оценка по итогам второго модуля
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Тест по итогам лекционных занятий + 0.3 * Итоговая оценка по итогам второго модуля + 0.3 * Итоговая оценка по итогам первого модуля
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dwyer, P. (2019). Understanding Media Production. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1983415
- Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие / Ларионов И.К., Сильвестров С.Н. - М.:Дашков и К, 2017. - 876 с.: ISBN 978-5-394-01397-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415121
Рекомендуемая дополнительная литература
- Основы медиабизнеса : учебник / под редакцией Е. Л. Вартановой. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 400 с. — ISBN 978-5-7567-0724-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68801 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.