Магистратура
2021/2022
Введение в социокультурные исследования
Статус:
Курс по выбору (Прикладная культурология)
Направление:
51.04.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Прикладная культурология
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Не представляя собой единого и теоретически однородного ансамбля, современные исследования культуры подвергают междисциплинарному изучению разнообразные культурные ситуации, связанные со спецификой различных стран или регионов мира. Культурно обусловлены и различные теоретические решения этих проблем. Глобализация стимулирует обмен информацией и гомогенизирует мировое культурное пространство, однако этот процесс касается только малой части культурного спектра, что является самостоятельной культурологической проблемой. Среди тем, подлежащих рассмотрению, на курсе «Введение в социокультурные исследования», можно упомянуть стиль жизни, работу и досуг, потребление и творчество, культуры господствующие и подавляемые, культурные трансферы, традиции и новации, тело и телесные практики, наследование и образование, культуру официальную и неофициальную, революции в культуре, место игры, культурную травму, коллективную идентичность, национализм, вопросы биополитики и т. д.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Введение в социокультурные исследования» являются: Формирование у студентов способности осмыслять современные социокультурные проблемы, ориентировать в проблемном поле, теоретических позициях и методологических подходах гуманитарных и социальных наук.
Планируемые результаты обучения
- Быть способными находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность.
- Владение культурой мышления, способность в письменной̆ и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, владение различными жанрами письменной речи.
- Владеть двумя иностранными языками на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации.
- Обладать культурой̆ мышления, речи и письма, способен к поиску, выбору и структурированию информации, постановке целей и выбору релевантных средств ее достижения.
- Уметь анализировать культурные объекты и практики с использованием инструментария современный исследований культуры.
- Уметь анализировать культуры господствующие и подавляемые, культурные трансферы, традиции и новации, тело и телесные практики.
- Уметь использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных.
- Уметь использовать современные информационные технологии визуальной презентации для решения коммуникативных задач.
- Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства визуальной репрезентации.
Содержание учебной дисциплины
- Формирование гуманитарных наук
- Социология культуры Макса Вебера
- Теория цивилизационного процесса Норберта Элиаса
- Критическая социология культуры Франкфуртской школы
- Структурализм и постструктурализм в социокультурных исследованиях
- Социология культуры Пьера Бурдье
- Культурсоциология Дж. Александера
- Теория культурной современности Чарльза Тейлора
- Что такое Soviet Studies?
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573
Рекомендуемая дополнительная литература
- Weber, M., & Parsons, T. (2013). The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. Mineola, N.Y.: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1152478