• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Античная философия

Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Античная философия появилась примерно 2600 лет назад у одного из самых странных, прекрасных и дерзких народов в истории — древних греков — как традиция свободного мышления о человеке и его месте в космосе, как один огромный проект «думай своей головой». Это наша с вами традиция, мудрость Запада. Древние греки придумали основу того, что мы называем современным миром. Если задуматься над самым элементарным в нашем мировоззрении («почему мы относимся к жизни и миру как к предметам, постоянно ища им какое-то потребление и назначение?», «почему так сложно ответить на вопрос о смысле жизни?», «почему мы считаем, что существовать — лучше, чем не существовать?», «почему нас пугает то, что пугает», «почему наша идея красоты обычно связана с гладким и мерцающим, а не с корявым и липким?», «почему мы везде ищем смысл», «почему мы все мерим», «почему мы считаем, что думать самостоятельно — хорошо») — ответ скорее всего надо искать в античной философии. Хронологически наш курс охватывает период от 7 в. до н.э., когда в Древней Греции появились первые философские учения Запада, до 6 в. н.э., когда перестала существовать последняя языческая философская школа. Курс не задуман как скучное учебническое изложение теорий разных школ и индивидов. Акцент будет на том, чтобы показать, что античная философия не мертвый материал, который должен заинтересовать только любителей музеев или коллекционеров старин, а наоборот, материал, который живет в самой сердцевине того, что мы называем современным миром. В ходе курса мы увидим, что, окунаясь в древнейшую мысль Запада, мы окунаемся в самое глубокое и интересное в нашей собственной голове. Изучить античную философию — это одно большое «познай самого себя». Многие идеи античных философов о том, как должна выглядеть хорошая жизнь (именно хорошая, не «правильная» или «эффективная»), ни чуть не устарели и вполне применимы сегодня. Эти идеи редко встречаются в популярном сегодня жанре написания жизненных советов, но они как мало какие-то другие могут реально помочь улучшить качество нашей, современной жизни. Помимо глубин нашего мира, античная философия проявляется и «на поверхности» — и мы покажем места в современном искусстве (живопись, кино, музыка) и науке, являющиеся непосредственной рецепцией и продолжением древнегреческих идей. Однако, античная философия еще является и кладбищем мировоззренческих идей, которые не выжили. В этом смысле она рай для любителей жанра альтернативной истории. Что бы было, если бы у нас были другие концепты смерти (например, древнегреческий вариант реинкарнации), счастья, любви, зла или смысла? Или идея, что исчезновение не хуже рождения? Что бы было, если бы древнегреческая философия не встретилась сразу с христианством, а например, с буддизмом? Что бы было, если бы древние греки не разработали идею отношения к миру как к предмету — были бы у нас наука и технология или нет? На эти темы мы грамотно пофантазируем на нашем курсе. Конец античной философии в первых веках нашей эры и ее подчинение христианству в данном курсе будет представлен как результат попытки традиции древнегреческого мышления выжить и переосмыслить себя в эпоху полного доминирования религии во всех сферах человеческой жизни. В наше время, когда на свободное мышление с разных сторон настойчиво накладываются разнообразные ограничения, данное знание может оказаться весьма кстати. Однако, в общем духе курса, а касательно христианизации античной философии, мы покажем, как могла выглядеть христианская религия, если бы некоторые альтернативные версии этой религии пережили религиозные войны первых веков нашей эры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с древнегреческой философией как историческим началом специфической традиции мышления западной цивилизации, древнеримской философией и соединением языческой античной философии с христианской религией во время их параллельного существования, как результатом попытки этой традиции выжить и переосмыслить себя в начале эпохи полного доминирования религии во всех сферах человеческой жизни
  • Представление античной философии не как мертвых экспонатов из музея интеллектуальной истории, а как — вопреки популярному мнению — в большей своей части, вполне живой мысли, которой есть, что сказать сегодня
  • Ознакомление с элементами античной философии которые выжили до сегодняшнего для и продолжают влиять на развитые современной научной, культурной и социальной жизни
  • Ознакомление с элементами античной философии — особенно из древнейшего слоя древнегреческой философии — не выживших в интеллектуальной истории, но которые, именно из-за этого, предоставляют нам возможность заглянуть в альтернативные, но не осуществившиеся возможности развития нашей цивилизации
  • Ознакомление с учениями античных философов, которые напрямую применимы сегодня в качестве руководства в вопросах хорошей жизни
  • Ознакомление с показательными примерами рецепции античной философии в современной культуры, в которых современные мыслители, художники и т. п. напрямую обращаются античному интеллектуальному наследию
  • Определение роли античной философий в формировании того, что мы называем «современным миром»
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет навыки критического мышления и самостоятельного анализа по отношению к себе, обществу и миру в целом
  • Имеет фактические и детальные знания о важнейших событиях из истории древней мысли, которые сделали наш мир таким, каким он есть
  • Получит знания, с помощью которых сможет лучше анализировать явления в современной культуре, политике и жизни в целом с точки зрения их истории, что обеспечит более глубокое понимание ситуации в мире и собственного места в нем, а также и больше способов интеллектуальной защиты от разных современных способов манипулирования общественным мнением
  • Расширит культурный и интеллектуальный кругозор
  • Увеличит способности самоанализа и рассуждения в сложных жизненных ситуациях
  • Улучшит способность грамотно артикулировать свое мировоззрение, поскольку полученная информация помогает понять возникновение важнейших элементов современных мировоззренческих альтернатив
  • Улучшит способность понимать чужое мировоззрение и грамотно вступать в диалог с инакомыслящими
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Философия» и «история философии». Начало истории философии в Древней Греции
  • Возникновение нового способа мышления в Древней Греции
  • Древнейшая философия Запада (6 и 5 вв. до н.э.), часть 1
  • Древнейшая философия Запада (6 и 5 вв. до н.э.), часть 2
  • Софисты, Сократ и сократики
  • Философия Платона
  • Философия Аристотеля
  • Античная философия после Аристотеля, часть 1
  • Античная философия после Аристотеля, часть 2
  • Философия Древнего Рима
  • Формирование «христианской философии»
  • Конец древнего (языческого) мира. Обзор античной философии
  • Примеры рецепции античной философии в последующей философии, литературе, поэзии, музыке, живописи и кино
  • Примеры применения идей античной философии в анализе важных вопросов, занимающих современного человека. Итоговый обзор курса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
    Если пропускается занятие, зачет (плюс) за активность можно заработать устным ответом на вопросы преподавателя по темам пропущенных занятий. Возможность отвечать будет организована в конце курса, вне регулярных семинарских занятий.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Ненаписание домашнего задания можно считать оправданным, только если оправдывающая справка покрывает больше 60% времени, выделенного на написание домашнего задания (как написано выше, ДЗ пишется долго, т. е. большую часть курса). Формат отработки (продление срока написания или устный ответ на вопросы по выбранной теме) определяется преподавателем в зависимости от конкретной ситуации (написал ли студент частично ДЗ или нет, проходил ли он уже консультации по теме или нет и т. п.).
  • неблокирующий Промежуточная контрольная
    Если пропускается какая-то контрольная работа, можно написать новую контрольную или письменно отвечать на вопросы по темам курса в виде эссе (решает преподаватель). Время определяется преподавателем после регулярной контрольной работы.
  • неблокирующий Итоговая контрольная
    Если пропускается какая-то контрольная работа, можно написать новую контрольную или письменно отвечать на вопросы по темам курса в виде эссе (решает преподаватель). Время определяется преподавателем после регулярной контрольной работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Работа на занятиях + 0.15 * Итоговая контрольная + 0.3 * Домашнее задание + 0.15 * Промежуточная контрольная
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воспоминания о Сократе, Ксенофонт, 1993
  • Гуревич П. С. - ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 457с. - ISBN: 978-5-534-10200-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-442455
  • Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности : пер. с греч., лат., Демокрит, 1935
  • Историко - философские вопросы гностицизма : (Наг-Хаммади, II, Сочинения 2, 3, 6, 7), Трофимова, М. К., 1979
  • История животных, Аристотель, ., 1996
  • Лекции по истории философии. Кн. 1: ., Гегель, Г. В. Ф., 2006
  • Лекции по истории философии. Кн. 2: ., Гегель, Г. В. Ф., 2006
  • Наедине с собой. Размышления, Марк Аврелий, 2014
  • Нравственные письма к Луцилию, Сенека, Луций Анней, 2009
  • О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, Диоген Лаэртский, 1998
  • О природе богов, Цицерон, М. Т., 2002
  • О природе вещей : билингва латинско - русский, Лукреций, 2012
  • Происхождение древнегреческой мысли, Вернан, Ж.-П., 1988
  • Собрание сочинений. Т.1 (1): Апология Сократа, Платон, ., 2000
  • Сочинения Платона. Ч.3: Политика и государство, Платон, ., 2014
  • Сочинения Платона. Ч.4: ., Платон, ., 2014
  • Сочинения Платона. Ч.5: ., Платон, ., 2014
  • Сочинения Платона. Ч.6: ., Платон, ., 2014
  • Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1975
  • Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1976
  • Сочинения. Т.1: ., Секст Эмпирик, ., 1976
  • Сочинения. Т.2: ., Аристотель, ., 1978
  • Сочинения. Т.2: ., Секст Эмпирик, ., 1976

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Greek religion : archaic and classical, Burkert, W., 1985
  • Гераклит : 1. Начало западного мышления; 2. Логика. Учение Гераклита о логосе, Хайдеггер, М., 2011
  • Звиревич В. Т. ; под науч. ред. Пургина С.П. - ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-02817-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnyaya-i-srednevekovaya-filosofiya-438052
  • История древней философии, Виндельбанд, В., 1995
  • Сочинения. Т.2: ., Платон, ., 2007

Авторы

  • Антонова Екатерина Сергеевна
  • Лечич Никола -
  • Петрова Наталья Борисовна