Бакалавриат
2021/2022
Ключевые тексты русской литературы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бендерский Илья Игоревич,
Лекманов Олег Андершанович,
Лямина Екатерина Эдуардовна,
Тренихина Мария Павловна,
Чабан Александра Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
112
Программа дисциплины
Аннотация
В процессе освоения дисциплины «Ключевые тексты русской литературы» студенты детально знакомятся с отдельными важнейшими текстами русской литературы XIX – XX вв., рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов; формируют навыки устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа; осваивают комплексный подход к литературному тексту и умение помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; готовятся к дальнейшей исследовательской деятельности. Осваиваются основные принципы «медленного чтения», имманентного и контекстуального анализа текстов русской классики; систематизируются представления о поэтике русской короткой прозы и поэзии XIX-XX вв., социокультурных и литературных контекстах разбираемых текстов. Студенты учатся видеть в текстах аллюзии и реминисценции из других текстов в синхронии и диахронии, различать биографические контексты, релевантные для понимания текста; сопоставлять и противополагать сюжеты и мотивы при анализе текстов. Формы контроля: работа на семинарах; домашняя письменная работа (в каждом модуле); экзамен.
Цель освоения дисциплины
- детальное знакомство студентов с отдельными важнейшими текстами русской литературы XIX – XX вв, рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов
- формирование у студентов навыков устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа;
- развитие у студентов комплексного подхода к литературному тексту и умения помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
- знание основных принципов «медленного чтения», имманентного и контекстуального анализа текстов русской классики; главных черт поэтики русской короткой прозы и поэзии XIX века
- Знание социокультурного и литературного контекста разбираемых текстов.
- Умение анализировать произведение в контексте творчества автора, проводить параллели между различными его текстами, анализировать адаптации.
- Умение интерпретировать и анализировать неоднозначные фрагменты и анализировать произведение в историческом контексте.
Содержание учебной дисциплины
- Повесть Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего"
- «Городские тексты» лирики Н.А. Некрасова
- Поэма А.А. Блока "Двенадцать" как этап его творческого пути
- "Записки юного врача" в контексте творчества М.А. Булгакова
Элементы контроля
- работа на семинарахВ условиях дистанционного обучения некоторые семинары могут заменяться самостоятельной работой по заданиям, заранее предоставленным преподавателем в системе LMS или другим способом. Оценка за семинары рассчитывается следующим образом: если студент присутствовал на занятии, он получает 0,5 балла; если студент был к занятию готов и отвечал на вопросы, то он получает еще 1 балл. Если по результатам курса студент получил 10 и более баллов, за этот компонент он получает 10 баллов. Допустима сдача ответов в письменной форме.
- письменные домашние работыОценка представляет собой средний арифметический балл за две модульные работы с коэффициентом 0.25. Студенты, получившие оценки «отлично» (8-10) за две модульные работы и притом не получившие ниже 7 баллов за модульную работу и не ниже 7 баллов за работу на семинарах, от экзамена освобождаются; их итоговая оценка равна среднему арифметическому баллу за три письменные домашние работы. В случаях, когда оценки за модульные работы колеблются от "4" до "9", а их сумма дает число, не кратное двум, среднее арифметическое округляется в пользу студента; в случае, если одна из оценок "неудовлетворительно", среднее арифметическое округляется не в пользу студента.
- экзаменОкругление итоговой суммы среднеарифметическое. Оценка по дисциплине ниже 4 (неудовлетворительно) до последующего целого балла не округляется (например: 3,8 = 3). В условиях дистанционного обучения экзамен проводится по следующей схеме: в случае, если средний балл за остальные элементы контроля составляет 8-10, студент освобождается от сдачи экзамена и получает балл, равный накопленному. В случае, если средний балл за остальные элементы контроля составляет 6-7, студент может по собственному желанию быть освобожден от сдачи экзамена и получает балл, равный накопленному. В случае, если накопленный балл меньше 6, студент обязан сдавать экзамен. Если студент сдает экзамен, полученная им оценка учитывается при выставлении итогового балла в соответствии с процедурой округления, описанной выше.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.5 * экзамен + 0.25 * работа на семинарах + 0.25 * письменные домашние работы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 334 с. — ISBN 978-5-9765-3575-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119092 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра: общие проблемы. Проза, Бройтман, С. Н., 2009
- Поэтика; История литературы; Кино, Тынянов, Ю. Н., 1977
- Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002