• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Ключевые тексты русской литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Бендерский Илья Игоревич, Лекманов Олег Андершанович, Лямина Екатерина Эдуардовна, Тренихина Мария Павловна, Чабан Александра Александровна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 112

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины «Ключевые тексты русской литературы» студенты детально знакомятся с отдельными важнейшими текстами русской литературы XIX – XX вв., рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов; формируют навыки устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа; осваивают комплексный подход к литературному тексту и умение помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; готовятся к дальнейшей исследовательской деятельности. Осваиваются основные принципы «медленного чтения», имманентного и контекстуального анализа текстов русской классики; систематизируются представления о поэтике русской короткой прозы и поэзии XIX-XX вв., социокультурных и литературных контекстах разбираемых текстов. Студенты учатся видеть в текстах аллюзии и реминисценции из других текстов в синхронии и диахронии, различать биографические контексты, релевантные для понимания текста; сопоставлять и противополагать сюжеты и мотивы при анализе текстов. Формы контроля: работа на семинарах; домашняя письменная работа (в каждом модуле); экзамен.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • детальное знакомство студентов с отдельными важнейшими текстами русской литературы XIX – XX вв, рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов
  • формирование у студентов навыков устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа;
  • развитие у студентов комплексного подхода к литературному тексту и умения помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание основных принципов «медленного чтения», имманентного и контекстуального анализа текстов русской классики; главных черт поэтики русской короткой прозы и поэзии XIX века
  • Знание социокультурного и литературного контекста разбираемых текстов.
  • Умение анализировать произведение в контексте творчества автора, проводить параллели между различными его текстами, анализировать адаптации.
  • Умение интерпретировать и анализировать неоднозначные фрагменты и анализировать произведение в историческом контексте.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Повесть Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего"
  • «Городские тексты» лирики Н.А. Некрасова
  • Поэма А.А. Блока "Двенадцать" как этап его творческого пути
  • "Записки юного врача" в контексте творчества М.А. Булгакова
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    В условиях дистанционного обучения некоторые семинары могут заменяться самостоятельной работой по заданиям, заранее предоставленным преподавателем в системе LMS или другим способом. Оценка за семинары рассчитывается следующим образом: если студент присутствовал на занятии, он получает 0,5 балла; если студент был к занятию готов и отвечал на вопросы, то он получает еще 1 балл. Если по результатам курса студент получил 10 и более баллов, за этот компонент он получает 10 баллов. Допустима сдача ответов в письменной форме.
  • неблокирующий письменные домашние работы
    Оценка представляет собой средний арифметический балл за две модульные работы с коэффициентом 0.25. Студенты, получившие оценки «отлично» (8-10) за две модульные работы и притом не получившие ниже 7 баллов за модульную работу и не ниже 7 баллов за работу на семинарах, от экзамена освобождаются; их итоговая оценка равна среднему арифметическому баллу за три письменные домашние работы. В случаях, когда оценки за модульные работы колеблются от "4" до "9", а их сумма дает число, не кратное двум, среднее арифметическое округляется в пользу студента; в случае, если одна из оценок "неудовлетворительно", среднее арифметическое округляется не в пользу студента.
  • неблокирующий экзамен
    Округление итоговой суммы среднеарифметическое. Оценка по дисциплине ниже 4 (неудовлетворительно) до последующего целого балла не округляется (например: 3,8 = 3). В условиях дистанционного обучения экзамен проводится по следующей схеме: в случае, если средний балл за остальные элементы контроля составляет 8-10, студент освобождается от сдачи экзамена и получает балл, равный накопленному. В случае, если средний балл за остальные элементы контроля составляет 6-7, студент может по собственному желанию быть освобожден от сдачи экзамена и получает балл, равный накопленному. В случае, если накопленный балл меньше 6, студент обязан сдавать экзамен. Если студент сдает экзамен, полученная им оценка учитывается при выставлении итогового балла в соответствии с процедурой округления, описанной выше.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * экзамен + 0.25 * работа на семинарах + 0.25 * письменные домашние работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 334 с. — ISBN 978-5-9765-3575-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119092 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра: общие проблемы. Проза, Бройтман, С. Н., 2009
  • Поэтика; История литературы; Кино, Тынянов, Ю. Н., 1977
  • Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002

Авторы

  • Лекманов Олег Андершанович
  • Тренихина Мария Павловна
  • Бендерский Илья Игоревич
  • Немзер Андрей Семенович
  • Лямина Екатерина Эдуардовна
  • Чабан Александра Александровна