Бакалавриат
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Арабский язык"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Летучий Александр Борисович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках НИСа планируется познакомить студентов с грамматикой арабского языка, во многих аспектах отличающейся от грамматики более привычных европейских языков. Разрывные корни, категория состояния (изафет) - эти вещи, которые мы иногда встречаем в лингвистических задачах, мы посмотрим на реальных примерах. В то же время мы обнаружим неожиданные параллели между арабским и привычными нам языками: оказывается, арабское ударение похоже на латинское, а местоимения напоминают болгарские. И, конечно, познакомимся хотя бы с алфавитом, чтобы испытать такую знакомую любому арабисту радость: посмотреть на арабское слово и понять, что это, оказывается, не просто красивый узор.
Цель освоения дисциплины
- Получение представления о грамматике и письменности арабского языка - одного из самых распространённых в мире языков.
- Приобретение навыков анализа грамматики неиндоевропейского языка.
- Совершенствование навыков сопоставления языковых данных "привычных" (германских, романских, славянских) языков и языков других групп и семей.
Планируемые результаты обучения
- Студенты владеют системой арабских сложных предложений.
- Студенты имеют большие практические навыки письма и построения грамматических форм на арабском языке.
- Студенты имеют навыки изменения арабских существительных по числу.
- Студенты имеют начальные представления о глагольной морфологии и фонетике арабского языка.
- Студенты имеют начальные представления об арабском синтаксисе и его формальном и дескриптивном анализе.
- Студенты имеют общее представление о классификации, фонетических и грамматических особенностях арабских диалектов.
- Студенты имеют общие представления об особенностях и распространении арабского языка.
- Студенты имеют представление об арабской морфемике и методах описания сложных морфем.
- Студенты имеют представления об арабской фонетике и именной морфологии и начальные навыки изменения глаголов и имён.
- Студенты имеют представления об арабском глагольном словообразовании и общие навыки образования пород.
Содержание учебной дисциплины
- Общая информация об арабском языке. Географическое распространение. Типологические особенности.
- Эмфатические согласные. Типы множественного числа имён.
- Практическое занятие по чтению и переводу.
- Сложное предложение. Особенности относительных предложений.
- Согласование между существительным и глаголом, существительным и прилагательным. Особенности арабского согласования. Формальная трактовка различий в зависимости от порядка слов.
- Арабская фонетика и письменность: гласные звуки, признак долготы и обозначение гласных на письме: огласовки и буквы. Именная морфология: трёхпадежный тип склонения.
- Настоящее время глагола. Проблема выделения маркера. Трансфиксы или простые морфемы?
- Краткий обзор арабских диалектов: фонетические и грамматические различия.
- Породы глагола: семантика аспекта, актантной деривации, залога и интенсивности. Переходность глагола.
- Арабская фонетика и письменность: согласные звуки и их обозначение на письме. Глагольная морфология: прошедшее время.
Элементы контроля
- Домашнее задание по образованию форм существительного и глагола
- Домашнее задание по переводу и построению предложений
- Аудиторная работа по переводу арабской лексики и словоизменению
- Аудиторное устное задание по чтению арабских слов и предложений
- Экзамен по построению форм, чтению и построению предложенийОценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Экзамен по построению форм, чтению и построению предложений + 0.15 * Домашнее задание по переводу и построению предложений + 0.15 * Аудиторная работа по переводу арабской лексики и словоизменению + 0.15 * Аудиторное устное задание по чтению арабских слов и предложений + 0.15 * Домашнее задание по образованию форм существительного и глагола
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Арабский язык: аравийский диалект : самоучитель, , 2009
- Неправильные глаголы арабского языка : грамматический справочник, Яковенко, Э. В., 2000
- Повседневный арабский язык. Лондонский курс + CD-ROM, , 2010
- Полный курс литературного арабского языка. Основной этап. Ч. 1: Уроки 1-9, Лебедев, В. В., 2017
- Полный курс литературного арабского языка. Основной этап. Ч. 2: Уроки 10-18, Лебедев, В. В., 2017
- Практический курс арабского литературного языка. Ч.1: Вводный курс, Лебедев, В. Г., 2007
- Практический курс арабского литературного языка. Ч.2: Нормативный курс, Лебедев, В. Г., 2007
- Русско-арабский словарь, Борисов, В. М., 1993
- Учебник арабского языка, Ковалев, А. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Арабский язык в диалогах, Гаммух, А., 2008
- Арабский язык. Багдадский диалект, Яфиа Юсиф Джамиль, 2012
- Грамматика литературного арабского языка, Юшманов, Н.В., 2008