• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Цифровая картография и геоинформационные системы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на получение знаний основ картографии и геоинформатики, необходимых для составления карт, визуализации пространственных данных и создания геоинформационных систем (ГИС). Дисциплина предназначена для студентов начальных курсов, знающих основы физической и социально-экономической географии, базовые основы информатики. Курс состоит из нескольких разделов: проектирование и составление карт, картографические способы изображения географических явлений, мультимасштабное картографирование, цифровые модели геосистем, структура и функции геоинформационных систем, пространственные данные и инструменты их анализа и др. Знания и умения, полученные студентами при изучении этой основополагающей дисциплины, будут востребованы при изучении предметов связанных с геоинформационными технологиями, управлением пространственными данными, для успешного прохождения полевой практики, самостоятельного создания карт и ГИС, написания курсовых и квалификационных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение основами цифровой картографии
  • умение использовать базовые элементы технологий создания цифровых карт
  • формирование навыков использования различных картографических произведений в научной и практической деятельности посредством создания баз пространственных данных и геоинформационных систем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Создает цифровые карты разных масштабов с требуемыми потребительскими качествами, отвечающие требованиям традиционной картографии на основе использования разнообразных методов и технологий обработки информации при создании цифровых карт и выборе варианта развития событий для решения географических задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая карта, геоинформационные системы и технологии, пространственные данные
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практические работы (1-2 модули)
    Критерии оценки проекта: 1. Качество полученных в итоге выполнения проектов цифровых карт и результатов их обработки; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам создания карт и геоинформационных слоев и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Географическая грамотность; 4. Аккуратность оформления проекта; 5. Соотношение затраченного времени на выполнение работы в ходе семинарского занятия и в ходе самостоятельной работы. Критерии оценки аналитической письменной работы и графических материалов: 1. Качество полученных в итоге выполнения работы иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 2. Полнота полученных в итоге выполнения работы иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 3. Следование всем требуемых технологическим и методическим этапам выполнения задания; 4. Качество аргументации и обоснованность выводов; 5. Соблюдение структуры отчета; 6. Аккуратность оформления отчета.
  • неблокирующий Практические работы (3-4 модули)
    Критерии оценки проекта: 1. Качество полученных в итоге выполнения проектов цифровых карт и результатов их обработки; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам создания карт и геоинформационных слоев и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Географическая грамотность; 4. Аккуратность оформления проекта; 5. Соотношение затраченного времени на выполнение работы в ходе семинарского занятия и в ходе самостоятельной работы. Критерии оценки аналитической письменной работы и графических материалов: 1. Качество полученных в итоге выполнения работы иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 2. Полнота полученных в итоге выполнения работы иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 3. Следование всем требуемых технологическим и методическим этапам выполнения задания; 4. Качество аргументации и обоснованность выводов; 5. Соблюдение структуры отчета; 6. Аккуратность оформления отчета.
  • неблокирующий Экзамен (2 модуль)
  • неблокирующий Тест (4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.6 * Практические работы (1-2 модули) + 0.4 * Экзамен (2 модуль)
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * Тест (4 модуль) + 0.6 * Практические работы (3-4 модули)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sarjakoski, L. T., Ruas, A., & Mackaness, W. A. (2007). Generalisation of Geographic Information : Cartographic Modelling and Applications: Vol. 1st ed. Elsevier Science.
  • Введение в геоинформационные системы : учеб. пособие / Я.Ю. Блиновская, Д.С. Задоя. — 2-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 112 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1029281

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Laurini, R., & Thompson, D. (1992). Fundamentals of Spatial Information Systems. Elsevier Ltd.

Авторы

  • Алексеенко Наталья Анатольевна
  • Медведев Андрей Александрович