• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История философии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 160

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История философии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Западная философия до середины XX века» и «Социальная философия», которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 47.03.01
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями философии Возрождения, раннего Нового времени и Просвещения
  • Целями освоения раздела «Индийская философия Древности и Средневековья» дисциплины «История философии» является создание целостного представления об индийской философской традиции в ее исторической ретроспективе, включающей раннюю (древнеиндийскую философию) и зрелую (средневековую философию) стадии развития. Для достижения данной цели используются переводы на русский язык санскритских первоисточников и исследования известных философов-индологов
  • Знакомство с основными путями трансляции схоластической терминологии и проблематики в философии раннего Нового времени
  • Целями освоения разделов «Философия Античности» и «Философия раннего средневековья» дисциплины «История философии» являются: ознакомление студентов с ранним периодом развития философии (Древняя Греция,Рим); ознакомление студентов с началами христианской философии (патристики); ознакомление с основными проблемами схоластики; обучение основополагающим для европейской культуры понятиям, умение пользоваться философским понятийным инструментарием; рассмотрение метафизических систем, эстетических, этических и политических доктрин античной и средневековой философии; ознакомление слушателей с творчеством великих философов прошлого; раскрытие актуальности великих философских вопросов древности в контексте современного философского дискурса.
  • Развитие навыков критического мышления при чтении источников и историко-философской литературы, знакомство с работами крупнейших современных историков философии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные персоналии и идеи философских школ эпохи эллинизма
  • Знает хронологию развития патристики, умеет воспроизвести основные аргументы, идеи; - знает классические доктрины Античности и раннего средневековья; - имеет навыки историко-философского анализа и комментирования первоисточников – текстов античных и средневековых философов; - владеет философской терминологией на греческом и латинском языках и иметь представление об ее эволюции; - умеет анализировать специфику исторического контекста;
  • Корректно использует философскую терминологию, относящуюся к изучаемому периоду
  • Понимает тексты классического периода древнегреческой философии, умеет воспроизвести основные идеи Сократа, Платона и Аристотеля в изученных текстах
  • Понимает ход начала развития античной философии, знает основные персоналии ранней греческой философии и идеи
  • Различает разные смыслы понятия "гуманизм"
  • Студенты знают источники сведений о первых философах Индии и умеют их идентифицировать по теоретическим критериям
  • Студенты ориентируются в основных концептах буддизма и джайнизма, могут их сравнивать по теоретическим критериям
  • Студенты ориентируются в основных концептах вайшешики и ньяи, могут их сравнивать по теоретическим критериям
  • Студенты ориентируются в основных концептах мимансы и веданты, понимают принципиальные отличия индуистского и западноевропейского мировоззрений
  • Студенты понимают специфику философского знания в целом и в Индии, в частности
  • Студенты понимают сходства и различия систем санкхьи и йоги, их место в истории философии Индии
  • Уметь воспроизвести идеи философов рассматриваемого периода, понимать основные понятия изученных школ и традиций
  • Формулирует основные характеристики философии эпохи Возрождения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности индийской философской традиции. Дофилософия и предфилософия Индии.
  • Культурно-философские особенности эпохи Возрождения
  • Первые философы Индии: адживики и чарваки-локаятики.
  • Антропоцентризм в философии эпохи Возрождения
  • Политическая и социальная философия эпохи Возрождения
  • Философское значение Реформации и Контрреформы
  • Скептицизм XV века
  • Формирование философской нововременной парадигмы и научная революция ХVI – ХVII вв.
  • Античная философия. Введение. Ранняя греческая философия («досократики»)
  • Философия Фр. Бэкона и англосаксонская философская традиция.
  • Классический век древнегреческой философии
  • Р. Декарт и метафизические постулаты нововременной философии.
  • Джайнский субстанциализм против буддийского антисубстанциализма
  • Философские школы эпохи эллинизма
  • Б. Паскаль и амбивалентность нововременной философской парадигмы.
  • Дуализм брахманистских мировоззренческих систем: вайшешики и ньяи.
  • Философия эпохи Империи
  • Картезианство: направления и представители. Гносеология и учение о методе Н.Мальбранша.
  • Основные идеи санкхьи и йоги
  • Философская система Т. Гоббса.
  • Понимание человеческого бытия в мимансе и веданте
  • Патристика
  • Монистическая метафизика Б. Спинозы.
  • Основные натурфилософские концепции ХVII века: Декарт и Ньютон.
  • Гносеология и основные положения социальной философии Дж. Локка.
  • Плюралистическая модель метафизики Г.В.Лейбница
  • Философия Дж. Беркли.
  • Моральная философия английского Просвещения.
  • Скептическая философия Д. Юма.
  • Общая характеристика философии французского Просвещения.
  • Философия природы французского Просвещения.
  • Философия истории эпохи Просвещения.
  • Сентиментализм и социальная философия Ж.-Ж. Руссо.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах
  • неблокирующий посещаемость занятий
  • неблокирующий дискуссионная активность на семинаре
  • неблокирующий 2 контрольные работы по терминам
    Преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
  • неблокирующий Устные ответы на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Конспекты
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Итоговая оценка за 2023/2024 год (3 курс)
  • неблокирующий Итоговая оценка за 2024/2025 год (4 курс)
  • неблокирующий Итоговая оценка за 1 модуль 20223/2023 год (2 курс)
  • неблокирующий Итоговая оценка за 2 модуль 2022/2023 год (2 курс)
  • неблокирующий Работа на семинарах 3 и 4 модуль 2022/2023 уч.г.(2 курс)
    Оценивается активное участие в дискуссиях на семинарах, во время которых студент должен продемонстрировать знание изучаемых первоисточников, а также навыки аналитической работы с ними.
  • неблокирующий 3-4 модули 2022/2023 уг.г. (2 курс)
    К каждому семинару студенты получают тексты, с которыми необходимо ознакомиться в порядке предварительной самостоятельной работы. На основании этих текстов проводятся тесты в рамках аудиторной работы. Тесты на знание первоисточников открываются автоматически по ссылкам в момент официального начала занятия. На написание теста отводится 15 минут. По истечении отведенного времени работы не принимаются. При написании теста студент должен находится в аудитории, написанные вне аудитории тесты не принимаются (кроме случаев дистанционной формы обучения).
  • неблокирующий 4 модуль 2022/2023 уч.г. (2 курс)
    Письменная работа должна представлять собой законченное самостоятельное исследование на одну из предложенных преподавателем тем. Поскольку все темы носят компаративистский характер, работа должна включать в себя постановку исследовательской задачи, краткое, но достаточное для понимания проблемы изложение рассматриваемых историко-философских концепций на основе первоисточников, структурное изложение аргументации изучаемых авторов с последующим сравнительным анализом их взглядов.Ссылки на первоисточники и привлекаемую исследовательскую литературу обязательны. Объем работы 8-10 тыс. знаков (не менее) без учета титульного листа, оглавления и библиографии. Тема письменной работы может быть изменена (предложена своя), но подлежит обязательному предварительному письменному согласованию с преподавателем. Вес оценки за письменную работу в итоговой оценкие за 3-4 модули составляет 0,15
  • неблокирующий 4 модуль 2022/2023 уг.ч. (2 курс)
    Во время экзамена разрешается пользоваться первоисточниками в бумажной форме, которые приносятся студентами самостоятельно в аудиторию за 15 минут до начала экзамена и предоставляются преподавателю или ассистенту на проверку. Пользоваться иными источниками информации, в том числе конспектами не разрешается. Экзамен предполагает устный ответ студента по вопросам билета и ответы на дополнительные вопросы экзаменатора. Экзаменатор имеет право задать дополнительные вопросы как по вопросам билета (с целью уточнения и прояснения формулировок студента), так и по другим темам и разделам курса, включая материал лекций и семинарских занятий (с целью проверки степени изученности студентом курса в целом).. Вес оценки за экзамен в итоговой оценке за 3-4 модули составляет 0,5
  • неблокирующий quaestio, составленное в соответствии с канонами схоластического метода
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.4 * оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах + 0.2 * посещаемость занятий + 0.1 * Устные ответы на семинарах + 0.1 * дискуссионная активность на семинаре + 0.2 * 2 контрольные работы по терминам
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Конспекты + 0.4 * Письменный экзамен
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * Устный экзамен + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Конспекты
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    а) 70% от оценки за модуль - реферат русско- или англоязычной главы / статьи / монографии по одной из тем модуля; объем – до 15 тыс. знаков с пробелами; дедлайн – 30 сентября; критерии: корректность передачи концепции автора; логика изложения; корректность оформления (сноски и т.д.); фактическая грамотность; б) 30% от оценки за модуль - quaestio, составленное в соответствии с канонами схоластического метода; объем – до 20 тыс. знаков с пробелами; дедлайн – 21 октября; критерии: логика рассуждения; корректность цитирования; соблюдение структуры жанра; дан ли ответ на поставленный вопрос; фактическая грамотность.
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    (1) Работа на семинарах Каждый семинар оценивается от 1 до 4 баллов 1 - простое присутствие 2 - хотя бы одно высказывание во время семинара 3 - два и более высказывания. Учитываются ответы на вопросы по тексту, цитаты из текста без комментария или комментарии без опоры на текст. 4 - более двух высказываний во время семинара, в которых проявлено знакомство с текстом и его осмысление (2) Работа с текстом в системе Perusall Каждое задание от 0 до 3 баллов. 8 текстов на 7 недель. Максимум 24 балла. (3) Письменная работа От 3 до 10 баллов. При суммировании баллов умножается на 3. Общая максимальная сумма баллов за три вида активности равна 86, она нормируется на 10. Экзамен 2 модуль: Устный опрос * 0.5 + Накопленная оценка (без округления) * 0,5
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.125 * Работа на семинарах 3 и 4 модуль 2022/2023 уч.г.(2 курс) + 0.15 * 4 модуль 2022/2023 уч.г. (2 курс) + 0.5 * 4 модуль 2022/2023 уг.ч. (2 курс) + 0.05 * 3-4 модули 2022/2023 уг.г. (2 курс)
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Формула будет объявлена в начале учебного года 2023/2024
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Формула будет объявлена в начале учебного года 2023/2024
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    Формула будет объявлена в начале учебного года 2024/2025
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    Формула будет объявлена в начале учебного года 2024/2025
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • [Сочинения]. Т.1: Трактат о человеческой природе: О познании, Кн.1, Юм, Д., 2009
  • Введение в философию : учеб. пособие для вузов, Фролов, И. Т., 2005
  • Гриненко Г.В. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 706с. - ISBN: 978-5-9916-3453-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-378223
  • Гуревич П. С. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 162с. - ISBN: 978-5-534-00647-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-433746
  • Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина, Яковлев, А., 2013
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.3: Новое время (От Леонардо до Канта), Реале, Д., 1996
  • История западноевропейской философии: Учебное пособие. – М., 1998. – 204 с. ISBN 5-201-01979-Х - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345337
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2000
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2009
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2011
  • История новой философии: Бенедикт Спиноза : пер. с нем., Фишер, К., 2005
  • Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва : ИФРАН, 2008. – 256 с. – ISBN 978-5-9540-0097-9. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/345573
  • Лекции по истории логики : Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль, Асмус, В. Ф., 2007
  • Математические начала натуральной философии, Ньютон, И., 2014
  • Об общественном договоре : трактаты, Руссо, Ж.-Ж., 1998
  • Сочинения, Беркли, Д., 2000
  • Теория нравственных чувств, Смит, А., 1997
  • Трубецкой С. Н. - КУРС ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 488с. - ISBN: 978-5-534-04959-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kurs-istorii-drevney-filosofii-441257
  • Философия Просвещения, Кассирер, Э., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Добролюбов, Н. А. Буддизм, его догматы, история и литература. Сочинение В. Васильева. Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири / Н. А. Добролюбов. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 9 с. — ISBN 978-5-507-11557-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/8280 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Звиревич В. Т. ; под науч. ред. Пургина С.П. - ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-02817-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnyaya-i-srednevekovaya-filosofiya-438052
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Лекции о Лейбнице : 1980, 1986/87, Делез, Ж., 2015
  • Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия: Учебное пособие. - М., 2003. - 247 с. ISBN 5-201-02123-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346589
  • Спиноза. Практическая философия, Делез, Ж., 2017