Бакалавриат
2021/2022
Практикум: Психодиагностика и основы психометрики
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Вырва Елена Евгеньевна,
Денисов Илья Сергеевич,
Зиренко Мария Сергеевна,
Иванов Александр Александрович,
Новикова Мария Александровна,
Тюрина Наталья Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина посвящена основам двух очень важных частей психологии - психодиагностики и психометрики! Если верить Википедии (вообще не нужно ей верить, но в данном вопросе они правы), то "Психодиагностика — отрасль психологической науки и практики, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности", а психометрика — "дисциплина психологии, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности". Вам наверняка кажется странным, что в аннотации университетского учебного курса есть ссылка на Вики :). Но в этом есть особенный смысл: очень часто наши представления о том, что такое психологическая диагностика и как именно она устроена основаны на обывательских представлениях, а тест интеллекта Айзенка и тест "Какая ты Фея Winx?" не кажутся такими уж разными с точки зрения объективности оценки свойств личности и прогностической силы предсказываемого результата. В рамках занятий на учебном курсе "Психодиагностика и основы психометрики" мы разберемся в том, какое истинное положение дел в современных психологических измерениях сейчас, рассмотрим основные аспекты проведения психодиагностических обследований, а также основные правила разработки диагностических инструментов, познакомимся с многообразием уже существующих психологических диагностических методик. Данный курс предполагает большое количество практической работы, как в аудитории, так и самостоятельно; как индивидуально, так и в группе.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с принципами, этапами и нормативами проведения психодиагностического обследования
- Формирование способов работы с базовыми методами психодиагностического обследования;
- Овладение студентами основными особенностями администрирования тестов, обработки и интерпретации данных, основами интерпретации результатов психодиагностического обследования
- Ознакомление с принципами, этапами и нормативами проведения психометрического исследования
- Овладение студентами основными принципами конструирования стандартизированных психодиагностических методик
Планируемые результаты обучения
- Аргументировать и обосновывать результаты процедур психодиагностического обследования
- Аргументировать и обосновывать результаты процедур психометрического исследования
- Выбирать и использовать на практике рекомендованные психодиагностические процедуры
- Выбирать и использовать на практике рекомендованные психометрические процедуры
- Описывать и объяснять этапы психодиагностического процесса
- Определять и объяснять принципы и нормы, лежащие в основе психологической диагностики и психодиагностического обследования
- Определять и объяснять принципы и нормы, лежащие в основе психометрического исследования
- Формулировать основные определения психологической диагностики
Содержание учебной дисциплины
- Введение в психодиагностику и психометрику. Основные концепты и определения.
- История психодиагностики
- Психодиагностический процесс
- Алгоритм разработки стандартизованной тестовой методики
- Надежность
- Валидность
- Тестовые нормы
- Осн психометрики
Элементы контроля
- ТестТест, за который есть оценка, пересдать нельзя. Можно сдать тест, который пропущен по уважительной причине. Дата пересдачи теста единая, назначается преподавателем в течение модуля.
- Домашнее задание "История психодиагностики"Данное задание не подлежит пересдаче.
- Групповое практическое задание «Психометрические свойства теста»Данное задание не подлежит пересдаче.
- Постерная презентация "Атлас диагностических методик"Атлас, за который есть оценка, пересдать нельзя.
- Практическое задание "Психологический портрет"Практическое задание, за которое есть оценка, пересдать нельзя. Можно сдать Практическое задание, сдача которого пропущена по уважительной причине.
- Активность на занятииЕсли занятие пропущено по уважительной причине, то оно не учитывается при расчёте средней оценки.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * Групповое практическое задание «Психометрические свойства теста» + 0.05 * Активность на занятии + 0.25 * Тест + 0.15 * Практическое задание "Психологический портрет" + 0.15 * Домашнее задание "История психодиагностики" + 0.15 * Постерная презентация "Атлас диагностических методик"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Батурин, Н., & Мельникова, Н. (2009). Технология Разработки Тестов: Часть Ii. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2B61D4C5
- Батурин, Н., & Мельникова, Н. (2010). Технология Разработки Тестов: Часть Iii. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A1861D39
- Батурин, Н., & Мельникова, Н. (2011). Технология Разработки Тестов: Часть Vi. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF9963B2
- Батурин, Н., Вучетич, Е., Костромина, С., Кукаркин, Б., Куприянов, Е., Лурье, Е., … Шмелев, А. (2015). Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F2D147F7
- Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 384 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-01584-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055312 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055312
Рекомендуемая дополнительная литература
- Батурин, Н., & Мельникова, Н. (2009). Технология Разработки Тестов: Часть Ii. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Психология, (42 (175)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14317298
- Батурин, Н., & Мельникова, Н. (2010). Технология Разработки Тестов: Часть Iii. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Психология, (4 (180)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14155929
- Батурин, Н., & Попов, А. (2010). Методы Контроля За Качеством Психодиагностических Методик На Основе Стандарта Требований К Психодиагностическим Методикам. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7CF6D4F3
- Батурин, Н., & Попов, А. (2010). Методы Контроля За Качеством Психодиагностических Методик На Основе Стандарта Требований К Психодиагностическим Методикам. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Психология, (27 (203)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14269141
- Князева, Т. (2015). Критериально-Ориентированная Психодиагностика В Образовательном Процессе: Барьеры И Возможности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BC1B2F62
- Орёл, В., & Сенин, И. (2008). Опыт Адаптации Зарубежного Опросника: Организационный И Содержательный Аспект. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Психология, (33 (133)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14119672