Магистратура
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Исследование семейной системы"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Будинайте Гражина Леонардовна,
Зеленская Мария Сергеевна,
Коган-Лернер Лина Борисовна
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
124
Программа дисциплины
Аннотация
Учебный курс НИС «Исследование семейной системы» направлен на ознакомление студентов со всеми этапами проведения научного психологического исследования. В рамках семинарских занятий студенты познакомятся с различными типами психологических исследований, узнают способы обработки полученных результатов и получат знания методики составления научного отчета. Занятия позволят магистрантам сформировать понимание принципов исследования семьи, в том числе работ реализующих системный подход в этой области. В ходе учебного процесса студенты подготовят магистерские работы по исследованию семейной системы. Данный курс позволяет овладеть навыками академического письма для подготовки научного текста докладов, статей, презентаций исследования в соответствии с международными требованиями к публикациям.
Цель освоения дисциплины
- Основные задачи научно-исследовательского семинара. 1 Формирование навыков у студентов проведения научно-исследовательской работы. 2 Подготовка студентами магистерской диссертации. 3 Формирование навыка создания академических текстов, в том числе публикаций тезисов докладов на конференциях и научных статей. 4 Обучение навыкам предъявления результатов научной работы сообществу, в том числе созданию презентаций и выступлению с докладами на конференциях.
Планируемые результаты обучения
- Владеет знаниями о специфике исследования семей с хронически больным ребенком. Имеет представление о базовых этических принципах работы психолога-исследователя с данным типом респондентов.
- Владеет знаниями о специфике исследования семей, один из членов которой страдает от аддиктивного расстройства. Имеет представление о базовых этических принципах работы психолога-исследователя с данным типом респондентов.
- Владеет методами математико-статистического анализа данных, умеет адекватно подбирать статистические методы в соответствии с задачами исследования и характеристиками данных.
- Владеет навыками научного библиографического поиска. Умеет анализировать и обобщать научную литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
- Владеет навыками проведения психологического исследования, сбора данных и статистической обработки.
- Имеет представление об основных принципах организации психологического исследования
- Понимает способы внедрения результатов научных исследований в психотерапевтическую практику. Умеет разрабатывать практические рекомендации на основе результатов собственных исследований.
- Создание, обоснование и обсуждение программы исследования на основе пилотажного исследования первого года обучения. Работа ведется в мини-группах по трекам научно-исследовательского семинара.
- Умеет подготовить проект презентации проведенного научного исследования с использованием мультимедийных средств, текст доклада презентации
- Умеет представлять полученные результаты исследования в различных форматах - научные тезисы, доклады на научных конференциях, статьи, презентации в научно-популярном формате.
- Умеет самостоятельно описывать, анализировать и интерпретировать данные эмпирического исследования, формулировать выводы исследования на достаточно высоком уровне обобщения.
- Умеет самостоятельно определять цели и задачи научного исследования, разрабатывать концептуальный аппарат исследования, программу исследования.
- Умеет самостоятельно подбирать психодиагностические методики в соответствии с целью и задачами исследования. Умеет самостоятельно выполнять психодиагностику, владеет психодиагностическими методиками, умеет анализировать и интерпретировать эмпирические данные на уровне отдельных респондентов.
- Умеет самостоятельно подготовить литературный обзор по теме исследования
Содержание учебной дисциплины
- Введение в научное исследование семейной системы.
- Методологические основы изучения семейных систем. Системная методология в научном исследовании семьи.
- Выбор и обоснование темы исследования, планирование научного исследования и индивидуальной научной деятельности. Цели и задачи психологического исследования.
- Обзор литературных источников по теме исследования и их анализ в контексте теоретических положений системной семейной психотерапии.
- Основные методы исследования семьи. Разработка, адаптация и стандартизация методических средств изучения семейной системы.
- Разработка и обсуждение программы исследования
- Особенности семейной системы с хронически больным ребенком.
- Сбор эмпирических данных, их обработка, обобщение и интерпретация.
- Особенности семейной системы у лиц с аддиктивными расстройствами.
- Качественные и количественные методы обработки эмпирических данных.
- Подготовка научных публикаций и презентация полученных результатов в формате докладов на научных конференциях
- Практическая значимость результатов научного исследования
- Презентации проектов исследований студентов.
- Презентации студентами информационных отчетов о результатах магистерских исследований.
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- Экзамен в форме презентации результатов эмпирического исследования
- Письменная самостоятельная работа.
- Экзамен в форме презентации результатов проведенного исследованияПромежуточная оценка за 1 год обучения может быть повышена: +1 балл за публикацию тезисов на конференцию, +2 балла – за участие в конференции, +3 балла за публикацию статьи, что является стимулирующим компонентом для студентов к участию в научной деятельности.
- Аудиторная работа.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модульОпромежут1 = 0,6*Оауд + 0,1*Осам.работа1+ 0,3 *О Экз
- 2022/2023 учебный год 3 модульОпромежут2 = 0,6*Оауд + 0,4*Оэкзам
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных, Наследов, А., 2011
- Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
- Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012
- Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению, Куликов, Л. В., 2001