• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История литератур Европы и США

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 116

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины "История литератур Европы и США" студенты смогут ориентироваться в историко-литературном процессе Европы и США XVII- XVIII вв , приобретут навыки анализа литературных явлений на социокультурном, историческом и историко- политическом фоне. За время изучения курса у них сформируется представление и систематизируются знания о литературно-художественных системах изучаемого периода - барокко, классицизм, рококо, романтизм, натурализм, символизм, эстетизм. Они смогут проследить на примере изучаемых на семинарах текстах, как проявляются особенности разных жанров, как соотносятся в тексте автор и повествователь, как развиваются и изменяются разные жанровые и стилевые системы. Развивая навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанной эпохи в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей периода студенты познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями и фигурами литературы Европы и США XVII - XIХ веков, с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией. Дисциплина содержит следующие формы контроля – блиц-опросы, модульную работы (1 и 3 модуль), выступления на семинарах. Курс завершается экзаменом во 2 и 4 модуле. Оценка за экзамен не является блокирующей
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История литератур Европы и США» («Античная литература», «Средневековая литература», «Литература эпохи Возрождения»): дать представление об историко-культурной специфике европейской античности, средневековья и Возрождения, познакомить студентов с крупнейшими памятниками словесности этих периодов и основными культурными процессами, обучить студентов навыкам филологического анализа текста, сформировать у студентов навыки ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; сформировать у студентов необходимые знания о литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства; об эволюции жанровых и стилевых систем; развить у студентов навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанных эпох в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей материала при помощи разнообразного филологического инструментария; установить междисциплинарные связи с другими предметами литературоведческого цикла.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание периодизации указанных литературных периодов, об основных историко-литературных процессах
  • владение навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • владение навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником
  • знание основных авторов указанных периодов и важнейшие сочинения, определившие основные пути развития европейской словесности
  • знание периодизации указанных литературных периодов, об основных историко-литературных процессах
  • умение применять филологическую методологию при анализе текстов соответствующих эпох
  • умение различать в литературном тексте «темные места», оценивать объем и содержание исследовательской литературы по проблеме, обозначать возможные поля научного поиска, формулировать свою гипотезу
  • умение различать в литературном тексте «темные места», оценивать объем и содержание исследовательской литературы по проблеме, обозначать возможные поля научного поиска, формулировать свою гипотезу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Периодизация античной литературы. Античный эпос. Гомер. Гомеровский вопрос. Греческая архаическая лирика
  • Греческая трагедия: основные категории и термины. Мимесис и катарсис. Основные авторы: Эсхил, Софокл, Еврипид. Их биография и творчество. Греческая комедия: основные категории и термины. Периодизация. Аристофан. Менандр. Римская комедия в сравнении с греческой. Плавт, Теренций. Античная риторика: этапы развития, основные представители. Греческая историография. Эллинистическая литература.
  • Римская литература: основные жанры, периоды, авторы
  • Введение: переход от Античности к Средневековью
  • Медиевистика и ее проблемы
  • Средневековый эпос
  • Средневековый рыцарский роман. Циклы
  • Романы о Тристане и Изольде
  • Трубадуры
  • Средневековый университет. Городская литература и народная смеховая культура Средневековья. Ваганты.
  • Поэзия «стильновизма», Данте Алигьери: «Новая жизнь» и «Божественная комедия»
  • Возрождение. Проблема определения. Возрождение в Италии.
  • Северное Возрождение и Реформация. Французская, английская, испанская литература Возрождения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий ответ на вопросы по билетам
    /для экзамена первого семестра/ Согласно правилам ВШЭ, успешное прохождение студентом дисциплины в соответствии с указанными критериями оценивается в 8 баллов. Для получения оценки 9 или 10 баллов студент должен продемонстрировать во время устного ответа знания, выходящие за рамки программы учебной дисциплины (например, знакомство с другими произведениями указанных авторов, с произведениями авторов, не включённых в программу, владение дополнительной научной литературой, причём студент должен проявить критический подход к выбору источников: изложение устаревших концепций или пересказ ненаучных источников не приведёт к повышению оценки).
  • неблокирующий блиц-опрос
    /для письменных работ первого семестра/ Согласно правилам ВШЭ, успешное прохождение студентом дисциплины в соответствии с указанными критериями оценивается в 8 баллов. Для получения оценки 9 баллов студент должен дополнительно выполнить конспект с инфографикой по дополнительной научной литературе (источник на английском языке, объёмом около 30 стр., предложенный преподавателем), для получения оценки 10 - два таких конспекта по разным темам (в особых случаях по одной теме, с соответствующим увеличением объёма изучаемой научной работы, по договорённости с преподавателем). В особых случаях язык реферируемой работы может быть иным. Оценка повышается до 9 или 10 баллов лишь в том случае, если выполненный конспект оценен на оценку "отлично", в случае некачественного выполнения оценка за элемент контроля не меняется. Критерии оценки: понимание научного текста и его адекватное изложение.
  • неблокирующий блиц-опрос
  • блокирующий ответ на вопросы по билетам
    Экзамен проводится в устной форме (ответ на вопросы по билетам). Экзамен проводится на платформе Zoom (http://zoom.us). Расписание с графиком подключения к конференции будет отправлено студентам своевременно перед экзаменом на электронный адрес студенческой почты. Студент должен самостоятельно позаботиться о технических условиях для успешного подключения к конференции и участия в экзамене: он использует компьютер/ ноутбук/ планшет с камерой и микрофоном и обладает стабильным подключением к интернету. Для участия в экзамене студенту необходимо: залогиниться на платфоме Zoom в назначенное время по указанной ссылке. В виртуальную комнату студент входит под своим полным именем, с включенной камерой и микрофоном. Камера и микрофон должны быть включены на протяжении всего экзаменационного времени. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру и микрофон, пользоваться подсказками. Студенты, не вышедшие на связь в указанное время в силу технических неполадок, но сообщившие о проблеме, могут попробовать переподключиться еще один раз в тот же день. Студент сам несет ответственность за качественное применение своих технических средств во время экзамена. При кратковременном нарушении связи во время экзамена (меньше одной минуты) экзамен прерывается и по возможности возобновляется позже. При долговременных нарушениях связи во время экзамена (больше одной минуты) экзамен останавливается и должен быть повторен снова (по возможности в тот же день). Билет в таком случае даётся новый. В день экзамена следуйте инструкции: 1. В гугл-таблице указано, в какое время следующий студент заходит получать билеты. 2. По ссылке в таблице вы заходите в Zoom. Пожалуйста, указывайте в Zoom свои имя и фамилию полностью. 3. Для студентов будет использована функция "зал ожидания" (waiting room), откуда организаторы будут по одному подключать их непосредственно к конференции для ответа. 4. Личность студента идентифицируется при помощи видеопередачи, также студент демонстрирует рабочий стол компьютера или иного устройства, на котором не открыто ничего вспомогательного, через демонстрацию экрана в Зуме. 5. Студент получает билет, выбранный при помощи рандомайзера, и сразу начинает отвечать. Оценки будут сообщены студентам после того, как будут внесены в ведомость. Все сдающие должны прийти в Zoom к своему времени (взять билеты, ответить)! Подключение с опережением в зал ожидания возможно. В ходе ответа студент говорит на камеру с включенной функцией видеопередачи, чтобы комиссия могла видеть студента на экране в целях идентификации личности и предупреждения нечестных практик. Поскольку экзамен является блокирующим, во время проведения экзамена осуществляется видеофиксация, согласно правилам ВШЭ.
  • неблокирующий блиц-опрос
  • неблокирующий ответ на вопросы по билетам
    Экзамен проводится в устной форме (ответ на вопросы по билетам). Экзамен проводится на платформе Zoom (http://zoom.us). Расписание с графиком подключения к конференции будет отправлено студентам своевременно перед экзаменом на электронный адрес студенческой почты. Студент должен самостоятельно позаботиться о технических условиях для успешного подключения к конференции и участия в экзамене: он использует компьютер/ ноутбук/ планшет с камерой и микрофоном и обладает стабильным подключением к интернету. Для участия в экзамене студенту необходимо: залогиниться на платфоме Zoom в назначенное время по указанной ссылке. В виртуальную комнату студент входит под своим полным именем, с включенной камерой и микрофоном. Камера и микрофон должны быть включены на протяжении всего экзаменационного времени. Студенты, не вышедшие на связь в указанное время в силу технических неполадок, но сообщившие о проблеме, могут попробовать переподключиться еще один раз в тот же день. Студент сам несет ответственность за качественное применение своих технических средств во время экзамена. При кратковременном нарушении связи во время экзамена (меньше одной минуты) экзамен прерывается и по возможности возобновляется позже. При долговременных нарушениях связи во время экзамена (больше одной минуты) экзамен останавливается и должен быть повторен снова. Экзаменатор оставляет за собой право изменить формулировку вопроса при процедуре пересдачи. Экзамен по курсу «История литератур Европы» за 4 модуль пройдет в два дня, 26 и 30 июня, в режиме видеоконференции на платформе Zoom. Мы просим вас поделиться на группы, записавшись в гугл-таблицу по ссылке (будет дана позднее). В таблице будут следующие графы: - имя студента - номер билета - время подключения по графику - фактическое время получения билета (заполняется организатором во время экзамена) – время ответа. Также будет указана ссылка для подключения к видеоконференции. В день экзамена следуйте инструкции: 1. В гугл-таблице указано, в какое время следующий студент заходит получать билеты. 2. По ссылке в таблице вы заходите в Zoom. Пожалуйста, указывайте в Zoom свои имя и фамилию полностью! 3. Вы выбираете номер билета из оставшихся (номера уже выбранных билетов будут указаны в общей гугл-таблице напротив фамилий ваших коллег). Каждый билет состоит из двух вопросов. 4. Номер билета вы пишете в общий чат и получаете вопросы от организатора. 6. Затем вы выходите из беседы в Zoom, где получили вопросы, и идете готовиться. 8. В течение 30 минут вы готовите ответ на вопросы по билету. Экзамен проходит без прокторинга (взяв билет, вы идете готовиться, процесс подготовки не снимается на камеру). 9. Затем по времени (из таблицы) вы идете обратно в Zoom по ссылке (в таблице), чтобы ответить. При ответе вы включаете камеру и смотрите прямо на экзаменатора, не читаете ответ. 10. На ответ одного студента отводится 20 минут. Оценки будут сообщены студентам после того, как будут внесены в ведомость. Все сдающие должны прийти в Zoom к своему времени (взять билеты, ответить)! Подключаться с опережением не нужно. В ходе ответа студент говорит на камеру с включенной функцией видеопередачи, чтобы комиссия могла видеть студента на экране в целях идентификации личности.
  • неблокирующий блиц-опросы
  • неблокирующий ответ на вопросы по билетам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * ответ на вопросы по билетам + 0.6 * блиц-опрос
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.6 * блиц-опрос + 0.4 * ответ на вопросы по билетам
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * ответ на вопросы по билетам + 0.6 * блиц-опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cusset Christophe. (1999). The Cambridge companion to Greek tragedy. Edited by P. E. Easterling, 1997. Revue Des Études Anciennes, (1–2), 201. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rea.0035.2004.1999.num.101.1.4767.t1.0201.0000.2
  • Donnet Daniel. (2006). Robert FOWLER (Ed.), The Cambridge Companion to Homer. L’antiquité Classique, (1), 258. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.antiq.0770.2817.2006.num.75.1.2609.t1.0258.0000.2
  • Ferguson, J. (1972). A Companion to Greek Tragedy. Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1479100
  • Keenan, S. (2008). Renaissance Literature. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=258127
  • Susan Bruce, & Rebecca Steinberger. (2009). The Renaissance Literature Handbook. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2299066
  • Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 182с. - ISBN: 978-5-534-02513-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya-433651
  • Данильчик, О. А. (2013). История Зарубежной Литературы Средних Веков И Возрождения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FA375DE1
  • Ленькова, О. О. (2013). История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.74FEB528
  • Шайтанов И. О. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 699с. - ISBN: 978-5-9916-3764-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-epohi-vozrozhdeniya-426185

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cook, J. W., & Facts on File, I. (2006). Encyclopedia of Renaissance Literature (Vol. 1st ed). New York: Facts on File, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=229629
  • Dobrov, G. W. (2010). Brill’s Companion to the Study of Greek Comedy. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1199780
  • Hopkins, L., & Steggle, M. (2006). Renaissance Literature and Culture. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=837464
  • Ian Morris y Barry Powell (Eds.). A New Companion to Homer. Leiden-New York-Köln, Brill, 1997, XIII + 755 pp. (1998). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E9DBDCF4
  • Knox, P. E., & McKeown, J. C. (2013). The Oxford Anthology of Roman Literature. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2096933
  • König, A., & Whitton, C. (2018). Roman Literature Under Nerva, Trajan and Hadrian : Literary Interactions, AD 96–138. Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694351
  • Sullivan, J. P. (2017). Critical Essays on Roman Literature : Elegy and Lyric (Vol. 1). [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1560809
  • Wedeck, H. E. (2014). Classics of Roman Literature. Lanham: Philosophical Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1133635
  • Античная литература. Греция : хрестоматия : учеб. пособие, , 2002
  • Античная литература. Рим : хрестоматия : учеб. пособие для вузов, , 2003
  • Жиленков, А. И. (2013). Средние века и эпоха Возрождения в истории зарубежной литературы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.99182887
  • Под ред. Полубояриновой Л.Н., Светлаковой О.А., Чамеева А.А., Алташиной В.Д., Жукова А.П., Миролюбовой А.Ю. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-534-02682-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya-v-2-ch-chast-2-epoha-vozrozhdeniya-434360