• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Европа IV-XV вв.

Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Бойцов Михаил Анатольевич, Вовин Алексей Александрович, Вохмина Виктория Леонидовна, Мастяева Ирина Николаевна, Мингалев Виталий Викторович, Русанов Александр Витальевич, Шарова Антонина Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов фундаментальных знаний о сходствах и отличиях, цивилизационных особенностях Запада и Востока IV-XV вв., основных понятиях и концептах западноевропейской истории (феод, община, гильдия, цех и т.п.) и процессе их формирования и осмысления в исторических сочинениях XVI-XXI вв. Дисциплина также направлена на ознакомление студентов с жанровыми особенностями средневековой литературы, основами специальных исторических дисциплин (палеография, кодикология, эпиграфика и т.д.) и анализа средневековых исторических источников, формирование представления об основных спорах в сфере профессиональных историков и медиасообщества в области исторических событий, фактов и процессов эпохи Средних веков. Полученные знания студенты смогут применить при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, исследовательских работ и публикации источников по истории Европы IV-XV вв. (в т.ч. в электронных медиа и СМИ).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о медиевистике как составляющей части исторического знания, обладающей специфическим предметом и объектом и комплексом специальных методов изучения и исследования
  • Выработка понимания эпохи Средневековья как одного из ключевых элементов самоидентификации европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии.
  • Формирование комплекса знаний о европейском Средневековье, об этапах и конкретных формах развития латинской Европы и (частично) византийского «сообщества» как в их цивилизационном единстве, так и в многообразии конкретных проявлений
  • Обучение и закрепление у студентов базовых умений анализа средневековых исторических источников и академической литературы по истории Средних веков, а также навыков междисциплинарного анализа
  • Закрепление у студентов гуманистических ценностей на основе культурно-антропологического изучения Средневековья
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает определения и трактовки понятий «сословие», «третье сословие», «сословное представительство», «сословная монархия» в общественном и научном дискурсе XVIII-XXI вв.
  • Знает основные концепции папской власти, предпосылки военно-колонизационного движения крестоносцев на Ближнем Востоке и в Восточной Европе XI-XIII вв.
  • Знает основные подходы к понятиям "феод" и "феодализм" в XVIII-XXI вв.
  • Знает основные причины падения династии Каролингов и образования "национальных" государств на Западе в IX-X вв.
  • Знает основные причины социального, климатического и демографического кризисов XIII- XIV вв.
  • Знает основные тенденции и направления развития средиземноморской цивилизации от падения Западной Римской империи до конца VII в.
  • Знает основные тенденции политической и религиозно-идеологической трансформации поздней Римской империи
  • Знает основные теории возникновения средневекового города, его общественную структуру и экономическую организацию
  • Знает основы средневековой придворной и народной культуры, направления философской мысли XII-XIII вв.
  • Знает особенности средневековых текстовых источников и археологических исследований
  • Знает причины и предпосылки возникновения, основные направления и ключевых представителей гуманистического движения и Возрождения в Западной Европе XIV-XV вв.
  • Знает этапы складывания и смены концептов «Средневековья», возникновения медиевистики и медиевализма
  • Имеет представление о внутренней и внешней политике Каролингов в VIII-IX вв., основных исторических феноменах и представлениях о державе Карла Великого (в т.ч. "Каролингском Возрождении", "возрождении империи" на Западе и т.п.)
  • Имеет представление о зарождении средневековых университетских корпораций на Западе XI-XIII вв.
  • Имеет представление о мистических и еретических течениях в рамках римско-католической церкви, предпосылках реформационного движения в Англии и Чехии XIV-XV вв.
  • Имеет представление о политическом, социальном и культурном развитии Северной Европы в раннем Средневековье (Британия, Ирландия, Скандинавия)
  • Имеет представление о попытках воссоединения римско-католической и восточной церквей в XV в.
  • Имеет представление о предпосылках и исторических особенностях Священной Римской империи в XI в.
  • Имеет представление о причинах и проявлениях религиозного конфликта Востока и Запада в XI в.
  • Имеет представление о противостоянии римской церкви и светской власти на Западе в XI-XII вв. ("борьбе за инвеституру")
  • Имеет представление о путях и характере взаимодействия романо-германских королевств и Восточной Римской империи в VIII-IX вв.
  • Имеет представление об основных концепциях и периодизациях Средних веков XV-XXI вв.
  • Имеет представление об основных общественно-экономических понятиях и формах организации Средних веков (вотчина, община, гильдия, цех и т.п.)
  • Имеет представление об основных отличиях Запада и Востока в раннее Средневековье
  • Имеет представление об основных социально-экономических трансформациях XI-XIII вв. на Западе (внутренняя колонизация и ослабление серважа, демографический бум, коммутация ренты и укрепление крестьянской общины)
  • Имеет представление об основных формах политической организации и властных институтах в Западной и Центральной Европе XIV-XV вв.
  • Понимает основные направления романо-германского синтеза в V-VII вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Изобретение» Средневековья. Смысловые наполнения понятия «Средние века»
  • Тема 2. Академическая медиевистика: ее возникновение и развитие, цели и методы
  • Тема 3. Трансформация Римской империи в IV-V вв.
  • Тема 4. Большое Средиземноморье: центр и периферии в V-VII вв.
  • Тема 5. Обособление западной периферии в VII-IX вв.: Рим, лангобарды и Франкская держава
  • Тема 6. Стабилизация православного Востока и распад франкского Запада на рубеже тысячелетий
  • Тема 7. Северная Европа: от Ирландии до Биармии
  • Тема 8. Становление новых политических сообществ
  • Тема 9. Отделение церкви от светской власти на Западе Европы в XI в.
  • Тема 10. «Расширение Европы» в XI-XIII вв.
  • Тема 11. Основные варианты средневекового хозяйства до XIV в.
  • Тема 12. Разнообразие городской жизни
  • Тема 13. Политические силы и структуры XIII века
  • Тема 14. Интеллектуальная жизнь в XII-XIII вв.
  • Тема 15. Кризис XIV в.
  • Тема 16. Политические силы и структуры XIV-XV вв.: «сгущение» Запада
  • Тема 17. Политические силы и структуры XIV-XV вв.: перелицовка Востока
  • Тема 18. Трудности церкви в XIV-XV вв.
  • Тема 19. Парадоксы Итальянского Возрождения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Контрольные работы
  • блокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса) на корпоративной платформе Zoom. Необходимые технические требования состоят в наличии у студента устойчиво работающих компьютера, камеры, микрофона и динамиков, достаточного качества интернет связи. Студент обязан явиться на экзамен согласно предварительно объявленному расписанию. В помещении, помимо студента, не должно находиться иных лиц. Для выбора вопроса может использоваться генератор случайных чисел. Подготовка к ответу на выбранный экзаменационный вопрос осуществляется в режиме open book при выключенных камере и микрофоне. При ответе на вопрос студент обязан включить не только микрофон, но и камеру. Качество камеры и связи должно позволять экзаменатору хорошо видеть студента. При ответе на вопрос и в ходе последующей беседы студентам запрещено выключать камеру, пользоваться литературой, конспектами и любыми иными подсказками. Кратковременным считается нарушение связи, если оно длилось менее трех минут. Долговременным считается нарушение длительностью три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает подготовку ответа на другой экзаменационный вопрос.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Контрольные работы + 0.4 * Устный экзамен + 0.3 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2007
  • История государства и права зарубежных стран. Т.1: Древний мир и Средние века, Жидков, О. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2012
  • История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение : учебник для вузов, Алексеев, М. П., 2000
  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
  • История средних веков. Т.2: Раннее Новое время, Дмитриева, О. В., 2003
  • Философия в средние века : от истоков патристики до конца ХIV века, Жильсон, Э., 2004

Авторы

  • Бойцов Михаил Анатольевич