Бакалавриат
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Письменности мира"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Целями научно-исследовательского семинара "Письменности мира" являются: выработка у студентов навыков применения знаний о языке и письменных культурах народов мира и усвоение ими основных понятий палеографии, шрифтового дизайна, каллиграфии и графоматики; формирование у студентов умений и практических навыков определения типов письма разных народов мира, а для латинской и кириллической письменностей еще и знание их особенностей в разные этапы их исторического развития; усвоение студентами основных принципов лингвистического, палеографического, типографского и каллиграфического анализа графического знака; развитие у студентов кросскультурного исследования древних источников разных письменных культур, а также сопоставление с современными культурами письменности; приобретение студентами навыками письма некоторых исторических типов латинского, кириллического письма.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины - дать студентам-лингвистам представление о разнообразии письменностей мира; научить их ориентироваться в типах и видах мировой письменности, а также в задачах и методах изучения письменностей мира, помочь овладеть основными методами лингвистических подходов к изучению письменности. Изучение данной дисциплины не требует специальных пререквизитов. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Теория языка, Компьютерная лингвистика, Проектирование лингвистических систем и компонентов, Типологические и теоретические подходы к словообразованию, Языковое разнообразие.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными терминами и понятиями письменности, может отличать фонетические, иероглифические, слоговые алфавиты.
- Понимает общую проблематику письменности как явления. Может развернуто ответить на вопросы о природе письменности, его функциях, методах лингвистического исследования и т. п.
- Понимает принципы создания, появления алфавитов, принципы шифровки и дешифровки, письменности для незрячих людей.
Содержание учебной дисциплины
- Основные термины и понятия
- Фонетическое письмо, иероглифическое и слоговое письмо.
- Тактильные алфавиты, криптография, бесписьменные языки.
Элементы контроля
- мини-тестыв срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки
- письменная работа в соответствии с выбранным билетом.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Сравнительно - историческое языкознание : учебник для вузов, Бурлак, С. А., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бодуэн де Куртенэ И. А. - ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 329с. - ISBN: 978-5-534-11836-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschee-yazykoznanie-izbrannye-trudy-446853
- Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011