• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Линейная алгебра (углубленный курс)

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Линейная алгебра» не требует какой бы то ни было предварительной математической подготовки сверх обычной программы средней школы. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 1. Математический анализ 2. Микроэкономика 3. Макроэкономика 4. Теория вероятностей и математическая статистика 5. Эконометрика 6. Дифференциальные и разностные уравнения 7. Методы оптимальных решений В результате изучения дисциплины студент должен знать: точные формулировки основных понятий, уметь интерпретировать их на простых модельных примерах; в том числе, свободно использовать координатный, векторный, матричный или операторный способ записи математических соотношений; общие теоремы о структуре множества решений систем линейных, уметь применять специальные методы построения таких решений; свойства основных числовых характеристик матриц: определитель, ранг, размерность пространства строк и столбцов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Добиться усвоения студентами теоретических основ, базовых результатов и теорем аналитической геометрии и линейной алгебры, а также основных математических приемов и правил формального анализа и решения различных математических задач на основе полученных теоретических знаний.
  • Подготовить слушателей к чтению современных текстов по экономической теории, насыщенных векторными, матричными и операторными обозначениями
  • Обеспечить запросы других разделов математики, использующих возникающие в линейной алгебре конструкции
  • Научить слушателей давать геометрическую интерпретацию многомерным объектам и строить аналитическое описание геометрическим соотношениям
  • Продемонстрировать возможность бескоординатного описания линейных и квадратичных функций, подготавливая переход к изучению функционального анализа
  • Выработать у слушателей навыки решения типовых задач, способствующих усвоению основных понятий, а также задач, способствующих развитию начальных навыков научного исследования
  • Развить умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен понять связь элементов точечного пространства с элементами соответствующего векторного пространства. Связь и различие понятий базиса векторного пространства и системы координат аффинного пространства. Уметь записывать уравнения линейных отображений, знать геометрические свойства таких отображений. Проверять свойства аффинности и изометричности отображения. Понимать свойства проекций на плоскость объектов трехмерного пространства
  • Студенты должны знать о взаимно однозначном соответствии симметричных билинейных форм и квадратичных форм, владеть навыком проверки знакоопределенности квадратичных форм с помощью главных миноров её матрицы. Знать закон инерции для квадратичных форм
  • Студенты должны знать о сходстве и различии свойств арифметических операций над числами и матрицами. Уметь записывать системы линейных уравнений в матричной форме. Знать критерий существования обратной матрицы, методы вычисления обратных матриц через матрицу алгебраических дополнений и с помощью элементарных преобразований. Уметь записывать матрицы перехода
  • Студенты должны знать определение линейного оператора, уметь записывать матрицу линейного оператора в конечномерном пространстве, применять преобразование матрицы линейного оператора при замене базиса
  • Студенты должны знать определение собственные векторов и собственных значений линейного оператора, уметь вычислять их с помощью характеристического многочлена линейного оператора. Приводить матрицы линейного оператора к диагональному виду
  • Студенты должны знать различные определения ранга матрицы и теорему о равенстве всех таких числовых характеристик матриц. Уметь вычислять ранг матриц непосредственно через миноры матрицы и с помощью элементарных преобразований. Знать критерий линейной независимости системы строк (столбцов). Свойства ранга и определителя произведения матриц
  • Студенты должны знать свойства самосопряженных операторов в евклидовом пространстве, их матриц, собственных векторов и собственных значений. Уметь представлять квадратичные формы в виде скалярного произведения $$\langle \varphi(x), x \rangle$$ с соответствующим самосопряженным оператором. Владеть навыком построения ортонормированного базиса, относительно которого квадратичная форма имеет канонический вид
  • Студенты должны освоить линейные элементы аналитической геометрии: свойства уравнений прямых (на плоскости и в пространстве) и уравнений плоскостей. Понимать как эти свойства связаны со свойствами векторов в соответствующих векторных пространствах. Уметь применять критерии параллельности и перпендикулярности прямых или плоскостей
  • Студенты должны уметь вычислять определитель разложением по строке или столбцу с учетом упрощения матрицы определителя с помощью элементарных преобразований. Знать приложение определителей для построения по координатам двух точек уравнения прямой, по координатам трех точек уравнения уравнения плоскости.
  • Студенты должны уметь вычислять угол между элементами евклидовых пространств. Вычислять ортогональную проекцию вектора на подпространство, строить ортонормированный базис ортогонализацией произвольного базиса. Знать свойства матрицы скалярного произведения в ортонормированном базисе и матрицы перехода от одного ортонормированного базиса к другому. Уметь интерпретировать метод наименьших квадратов как построение ортогональной проекции.
  • Студенты должны уметь записывать системы линейных уравнений и описывать множества их решений в векторной форме. Применять ранг матриц системы и расширенной матрицы системы для исследования совместности системы и вычисления размерности пространства решений соответствующей однородной системы. Уметь выделять подходящий ненулевой минор в матрице системы для разделения неизвестных на главные и свободные
  • Студенты должны уметь находить размерность и базис конечномерного пространства, координаты вектора относительно заданного базиса.
  • Студенты должны уметь применять элементарные преобразования матриц для приведения матриц к ступенчатому виду. Описывать общее решение системы линейных уравнений, давать геометрическую интерпретацию таким системам и множеству их решений
  • Студенты должны уметь проверять является ли заданное множество с двумя операциями линейным пространством, исследовать линейную зависимость систем элементов линейного пространства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Преобразования матриц и системы линейных уравнений
  • Определитель
  • Ранг матрицы
  • Линейные операторы
  • Линейные пространства
  • Алгебра матриц
  • Структура множества решений системы линейных уравнений
  • Линейные, билинейные и квадратичные формы
  • Элементы аналитической геометрии
  • Евклидовы пространства
  • Самосопряженные операторы
  • Аффинные пространства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание №1
    Отчет о решении задач из домашнего задания присылается студентами преподавателю по электронной почте.
  • неблокирующий Домашнее задание №2
    Отчет о решении задач из домашнего задания присылается студентами преподавателю по электронной почте.
  • неблокирующий Письменная контрольная работа 160 минут
    Работа проводится аудиторно или при необходимости дистанционно с использованием асинхронного прокторинга Центра прокторинга Дирекции по онлайн обучению НИУ ВШЭ. При возникновении у преподавателя сомнений в самостоятельности выполнения студентом контрольной работы перед выставлением оценки может быть проведено устное собеседование.
  • неблокирующий Письменная контрольная работа 80 минут
    Работа проводится аудиторно или при необходимости дистанционно с использованием асинхронного прокторинга Центра прокторинга Дирекции по онлайн обучению НИУ ВШЭ. При возникновении у преподавателя сомнений в самостоятельности выполнения студентом контрольной работы перед выставлением оценки может быть проведено устное собеседование.
  • неблокирующий Письменный экзамен 160 минут в конце второго модуля
    Работа проводится аудиторно или при необходимости дистанционно с использованием асинхронного прокторинга Центра прокторинга Дирекции по онлайн обучению НИУ ВШЭ. При возникновении у преподавателя сомнений в самостоятельности выполнения студентом контрольной работы перед выставлением оценки может быть проведено устное собеседование.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Итоговая десятибалльная оценка вычисляется как сумма оценок за контрольные и домашние работы, умноженных на 0,1 , и экзаменационной оценки, умноженной на 0,6. Обычные правила округления: число N переводится в целую часть числа N+0,5 (цифры после запятой отбрасываются)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Линейная алгебра : учебник и практикум для бакалавров, Бурмистрова, Е. Б., 2014
  • Линейная алгебра, дифференциальное исчисление функций одной переменной : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010
  • Сборник задач по математике для ВТУЗов: в 4 ч.. Ч.1: Линейная алгебра и основы математического анализа, Болгов, В. А., 1993

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Линейная алгебра и аналитическая геометрия : учебник для вузов, Ильин, В. А., 2012