Бакалавриат
2021/2022
Профессиональные основы искусствоведения
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Казакова Ольга Владимировна,
Линькова Ксения Владимировна,
Назарова Ольга Алексеевна,
Никогосян Мариам Николаевна,
Ногтева Ольга Александровна,
Пожидаева Анна Владимировна,
Чамина Надежда Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
12
Контактные часы:
196
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина читается на 1 курсе бакалавриата. Изучение данной дисциплины закладывает методологическую базу работы с произведением искусства и является фундаментальной для последующего обучения в течение трёх лет. Главной задачей курса является овладение техникой анализа и описания произведения искусства и овладение терминологией разных видов искусства (архитектуры, скульптуры, живописи и графики). С целью дать студенту необходимый инструментарий для работы с произведением данный курс фокусируется на отдельных аспектах произведения: техниках, материалах, конструкции, форме, пространстве, содержании и другими составляющими.
Цель освоения дисциплины
- сформировать навыки описания памятников архитектуры и изобразительного искусства
- уметь выявить особенности художественного языка разных видов искусства
- уметь определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
- освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения
- иметь навыки самостоятельного описания пространственных и стилистических особенностей памятника
- научиться различать специфические признаки для определения эпох, закономерности построения произведений разных школ и отдельных мастеров
- овладеть методом искусствоведческого анализа и описания памятника изобразительного ил архитектурного искусства
- понимать термины, связанные с анализом произведений искусства и архитектуры
- уметь анализировать техники и материал, форму, содержание, выявлять конструкцию и композицию художественного произведения
- уметь соотносить исторические и технические данные с эстетической оценкой памятника
Содержание учебной дисциплины
- Профессиональные основы искусствоведения. Основы описания и анализа архитектурных памятников. Предмет истории архитектуры.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Работа архитектора и работа исследователя.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Архитектурное пространство.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Конструктивные системы.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Взаимодействие формы и конструкции.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Стиль в архитектуре.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Архитектура и общество.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Город и архитектура.
- Описание и анализ памятников живописи. Описание и анализ как метод: основные понятия, границы, особенности, задачи.
- Художественный язык скульптуры. Скульптура как вид искусства.
- Художественный язык скульптуры. Виды скульптуры.
- Художественный язык скульптуры. Материалы скульптуры. Камень, дерево.
- Художественный язык скульптуры. Материалы скульптуры. Бронза, глина.
- Художественный язык скульптуры. Композиция в скульптуре.
- Художественный язык скульптуры. Движение в скульптуре.
- Графика как вид искусства.
- Графика как вид искусства. Материалы графики.
- Графика как вид искусства. Развитие и особенности тиражной графики. Ксилография, резцовая гравюра.
- Графика как вид искусства. Офорт и литография.
Элементы контроля
- Доклад (1 модуль)При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения.
- Тест
- ЭкзаменЭссе (письменная работа объёмом до 3 тыс. слов) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа. В качестве тем для эссе предлагаются отдельные памятники и их сопоставление, или стилистические или типологические элементы, а также художественные техники или жанры.
- Доклад по техникам живописи и скульптурыПри подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения
- Доклад по художественному языку живописи, скульптуры и графикиПри подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.5 * Экзамен + 0.25 * Доклад (1 модуль) + 0.25 * Тест
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.1 * Тест + 0.2 * Экзамен + 0.3 * 2021/2022 учебный год 1 модуль + 0.2 * Доклад по техникам живописи и скульптуры + 0.2 * Доклад по художественному языку живописи, скульптуры и графики
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
- История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
- История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003
- История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Даниэль, С., 2006
- История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007