• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Профессиональные основы искусствоведения

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 12
Контактные часы: 196

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на 1 курсе бакалавриата. Изучение данной дисциплины закладывает методологическую базу работы с произведением искусства и является фундаментальной для последующего обучения в течение трёх лет. Главной задачей курса является овладение техникой анализа и описания произведения искусства и овладение терминологией разных видов искусства (архитектуры, скульптуры, живописи и графики). С целью дать студенту необходимый инструментарий для работы с произведением данный курс фокусируется на отдельных аспектах произведения: техниках, материалах, конструкции, форме, пространстве, содержании и другими составляющими.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать навыки описания памятников архитектуры и изобразительного искусства
  • уметь выявить особенности художественного языка разных видов искусства
  • уметь определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • иметь навыки самостоятельного описания пространственных и стилистических особенностей памятника
  • научиться различать специфические признаки для определения эпох, закономерности построения произведений разных школ и отдельных мастеров
  • овладеть методом искусствоведческого анализа и описания памятника изобразительного ил архитектурного искусства
  • понимать термины, связанные с анализом произведений искусства и архитектуры
  • уметь анализировать техники и материал, форму, содержание, выявлять конструкцию и композицию художественного произведения
  • уметь соотносить исторические и технические данные с эстетической оценкой памятника
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Профессиональные основы искусствоведения. Основы описания и анализа архитектурных памятников. Предмет истории архитектуры.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Работа архитектора и работа исследователя.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Архитектурное пространство.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Конструктивные системы.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Взаимодействие формы и конструкции.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Стиль в архитектуре.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Архитектура и общество.
  • Основы описания и анализа архитектурных памятников. Город и архитектура.
  • Описание и анализ памятников живописи. Описание и анализ как метод: основные понятия, границы, особенности, задачи.
  • Художественный язык скульптуры. Скульптура как вид искусства.
  • Художественный язык скульптуры. Виды скульптуры.
  • Художественный язык скульптуры. Материалы скульптуры. Камень, дерево.
  • Художественный язык скульптуры. Материалы скульптуры. Бронза, глина.
  • Художественный язык скульптуры. Композиция в скульптуре.
  • Художественный язык скульптуры. Движение в скульптуре.
  • Графика как вид искусства.
  • Графика как вид искусства. Материалы графики.
  • Графика как вид искусства. Развитие и особенности тиражной графики. Ксилография, резцовая гравюра.
  • Графика как вид искусства. Офорт и литография.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад (1 модуль)
    При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения.
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
    Эссе (письменная работа объёмом до 3 тыс. слов) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа. В качестве тем для эссе предлагаются отдельные памятники и их сопоставление, или стилистические или типологические элементы, а также художественные техники или жанры.
  • неблокирующий Доклад по техникам живописи и скульптуры
    При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения
  • неблокирующий Доклад по художественному языку живописи, скульптуры и графики
    При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.25 * Доклад (1 модуль) + 0.25 * Тест
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Тест + 0.2 * Экзамен + 0.3 * 2021/2022 учебный год 1 модуль + 0.2 * Доклад по техникам живописи и скульптуры + 0.2 * Доклад по художественному языку живописи, скульптуры и графики
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003
  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Даниэль, С., 2006
  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007

Авторы

  • Линькова Ксения Владимировна
  • Назарова Ольга Алексеевна