Магистратура
2021/2022





Византия: императоры и святые
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Медиевистика)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Иванов Сергей Аркадьевич
Прогр. обучения:
Медиевистика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины является общее ознакомление студентов с культурой Византии вообще и в частности с политической и религиозной ее составляющими в их взаимоупоре. От слушателей не требуется знания греческого языка, хотя оно и приветствуется – все византийские тексты для обсуждения на семинарах выдаются им в русском или, в крайнем случае, английском переводе.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является общее ознакомление студентов с культурой Византии вообще и в частности с политической и религиозной ее составляющими в их взаимосвязи
Планируемые результаты обучения
- уметь оценивать актуальность стоящих перед византиноведением научных проблем;
- владеть навыками работы с профессиональными византиноведческими ресурсами и базами дан-ных;
- владеть навыками чтения научной византиноведческой литературы на русском и английском языках.
- знать основные направления и методы исследований по истории Византии;
- знать основные особенности византийской политической, социальной, религиозной, экономи-ческой культуры;
- уметь использовать в научно-исследовательской деятельности знания, полученные в ходе осво-ения дисциплины;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Кратчайший очерк истории Византи
- Тема 2. Власть в Византии
- Тема 3. Священное в Византии.
Элементы контроля
- устная работа в семинареОценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала, демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления. Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению. Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины. Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины. Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию. Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию. Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию. Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
- контрольная работа
- устный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.5 * устный экзамен + 0.25 * устная работа в семинаре + 0.25 * контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Безобразов П. В. - ОЧЕРКИ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 120с. - ISBN: 978-5-534-13413-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-vizantiyskoy-kultury-459030
- Д.Харрис - Византия: История исчезнувшей империи - Альпина нон-фикшн - 2017 - ISBN: 9785961448382 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/13407
- Успенский Ф.И. - Значение византийских занятий в изучении средневековой истории. (Записки Императорского Новороссийского ун-та, том 16. 1875) - Издательские архивы - 1875 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913577
- Успенский Ф.И. - ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 8 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 287с. - ISBN: 978-5-534-05237-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vizantiyskoy-imperii-v-8-t-tom-1-409188
- Успенский Ф.И. - ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 8 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 167с. - ISBN: 978-5-534-05239-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vizantiyskoy-imperii-v-8-t-tom-2-409194
Рекомендуемая дополнительная литература
- Herrin, J. (2007). Byzantium : The Surprising Life of a Medieval Empire. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1490839
- Jeffreys, E. (2016). Rhetoric in Byzantium : Papers From the Thirty-fifth Spring Symposium of Byzantine Studies, Exeter College, University of Oxford, March 2001. Oxon, OX: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1552664
- Византийская культура (X - XII вв.), Каждан, А. П., 2019
- Византийское общество и государство в X - XI вв. : проблемы истории одного столетия: 976 - 1081 гг., Литаврин, Г. Г., 1977
- История византийской литературы (650-850 гг.), Каждан, А. П., 2002
- Как жили византийцы, Литаврин, Г. Г., 1974
- У истоков христианской церкви, Голубцова, Н. И., 1967