• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Черты личности: теории и исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Черты являются одним из центральных конструктов современной психологии личности. Курс решает две задачи: (1) обсуждение общих вопросов психологии черт. В этой связи мы рассмотрим то, как развиваются исследования структуры черт - с отдельным акцентом на разнообразии структурных моделей. Кроме этого, мы рассмотрим то, как черты (пытаются) найти свои корни в биологическом субстрате личности, и то, как они реализуются в различных жизненных контекстах. Отдельное место займет обсуждение методов изучения и измерения черт. (2) Обсуждение практических вопросов психологии черт. В этой связи мы обсудим результаты исследований черт в различных прикладных контекстах - патологии личности и психопатологии в целом, поведения здорового (больного) человека, личности в организации и в учебе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов углубленных знаний о принципах исследования черт личности
  • Овладение студентами методами исследования черт личности
  • Формирование знаний о современных теориях черт личности
  • Формирование знаний и представлений о биологических и социально-средовых предпосылках черт личности
  • Формирование знаний о связях черт личности с различными поведенческими феноменами
  • Формирование знаний о номологических сетях черт личности, их связей с различными психологическими феноменами
  • Формирование знаний о методах психологической диагностики черт
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет методами исследования и диагностики черт личности
  • Знает вклад факторного анализа в развитие современных теорий черт
  • Знает основные результаты исследований половых различия и специфики черт личности
  • Знает основные результаты исследований черт личности в организационной и индустриальной психологии
  • Знает основные результаты исследования черт личности в психологии здоровья
  • Знает основные результаты исследования черт личности животных
  • Знает принципы и основные результаты исследований стабильности/изменчивости черт личности
  • Знает принципы и основные результаты исследования нарушения черт личности
  • Знает принципы и основные результаты нейронаучных исследований черт личности
  • Знает принципы и основные результаты психогенетических исследований черт личности
  • Знает принципы исследования черт личности
  • Знает принципы лексического подхода к изучению черт личности
  • Знает содержание пятифакторной модели черт и модели Большой Пятерки
  • Знает содержание современных теорий черт личности
  • Знает содержание современных теорий черт, отличных от пятифакторной модели и "Большой Пятерки"
  • Знает траекторию развития пятифакторной модели черт
  • Понимает принципы и результаты исследований темперамента и личности ребенка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теории черт: Причины и следствия возникновения
  • Методы
  • Современные структурные модели черт: Большая Пятерка и FFM
  • Современные структурные модели черт: Альтернативные решения.
  • Ассоциативные и номологические сети черт
  • Средовые и социальные акценты в исследованиях черт.
  • Психодиагностика черт
  • Лексический подход
  • Роль факторного анализа в теории черт
  • Черты личности ребенка и темперамент
  • Черты личности животных
  • Психогенетика черт личности
  • Нейронаука черт личности
  • Нарушения личности и черты
  • Развитие и стабильность личности в онтогенезе
  • Половые различия в личности
  • Здоровье и черты личности
  • Черты личности в организационной психологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Постерная конференция
  • неблокирующий Тест-экзамен
    Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ. 10-бальная оценка - производная от процента правильных ответов / 10. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. Тест-экзамен проводится с использованием одной из электронных платформ (напр., LMS или kahoot).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.1 * Постерная конференция + 0.3 * Тест-экзамен + 0.6 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Handbook of personality : theory and research, , 2008
  • Matthews, G., Deary, I. J., & Whiteman, M. C. (2009). Personality Traits: Vol. 3rd ed. Cambridge University Press.
  • Oliver P. John, & Richard W. Robins. (2021). Handbook of Personality, Fourth Edition : Theory and Research: Vol. Fourth edition. The Guilford Press.
  • Zuckerman, M. (2011). Personality Science : Three Approaches and Their Applications to the Causes and Treatment of Depression. American Psychological Association.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anthony D. Hermann, Amy B. Brunell, & Joshua D. Foster. (2018). Handbook of Trait Narcissism : Key Advances, Research Methods, and Controversies. Springer.
  • Corr, P. J. (2008). The Reinforcement Sensitivity Theory of Personality. Cambridge University Press.
  • Costa, P. T., & Widiger, T. A. (2013). Personality Disorders and the Five-factor Model of Personality: Vol. Third edition. American Psychological Association.
  • Handbook of research methods in personality psychology, , 2007
  • Jennifer Vonk, Alexander Weiss, & Stan A. Kuczaj. (2017). Personality in Nonhuman Animals. Springer.
  • Lyons, M. (2019). The Dark Triad of Personality : Narcissism, Machiavellianism, and Psychopathy in Everyday Life. Academic Press.
  • Madden, G. J., & Bickel, W. K. (2010). Impulsivity: The Behavioral and Neurological Science of Discounting.
  • Musek, J. (2017). The General Factor of Personality. Academic Press.
  • Personality theories : an introduction, Engler, B., 2014
  • Perspectives on personality, Carver, C. S., 2012
  • Specht, J. (2017). Personality Development Across the Lifespan. Academic Press.
  • The Big Five Personality Factors. (2000). Hogrefe Publishing.
  • The psychology of individual differences. Vol.2: Personality, , 2004
  • Theories of personality, Feist, J., 2009

Авторы

  • Щебетенко Сергей Александрович