Магистратура
2021/2022
Черты личности: теории и исследования
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Щебетенко Сергей Александрович
Прогр. обучения:
Позитивная психология
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Черты являются одним из центральных конструктов современной психологии личности. Курс решает две задачи: (1) обсуждение общих вопросов психологии черт. В этой связи мы рассмотрим то, как развиваются исследования структуры черт - с отдельным акцентом на разнообразии структурных моделей. Кроме этого, мы рассмотрим то, как черты (пытаются) найти свои корни в биологическом субстрате личности, и то, как они реализуются в различных жизненных контекстах. Отдельное место займет обсуждение методов изучения и измерения черт. (2) Обсуждение практических вопросов психологии черт. В этой связи мы обсудим результаты исследований черт в различных прикладных контекстах - патологии личности и психопатологии в целом, поведения здорового (больного) человека, личности в организации и в учебе.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов углубленных знаний о принципах исследования черт личности
- Овладение студентами методами исследования черт личности
- Формирование знаний о современных теориях черт личности
- Формирование знаний и представлений о биологических и социально-средовых предпосылках черт личности
- Формирование знаний о связях черт личности с различными поведенческими феноменами
- Формирование знаний о номологических сетях черт личности, их связей с различными психологическими феноменами
- Формирование знаний о методах психологической диагностики черт
Планируемые результаты обучения
- Владеет методами исследования и диагностики черт личности
- Знает вклад факторного анализа в развитие современных теорий черт
- Знает основные результаты исследований половых различия и специфики черт личности
- Знает основные результаты исследований черт личности в организационной и индустриальной психологии
- Знает основные результаты исследования черт личности в психологии здоровья
- Знает основные результаты исследования черт личности животных
- Знает принципы и основные результаты исследований стабильности/изменчивости черт личности
- Знает принципы и основные результаты исследования нарушения черт личности
- Знает принципы и основные результаты нейронаучных исследований черт личности
- Знает принципы и основные результаты психогенетических исследований черт личности
- Знает принципы исследования черт личности
- Знает принципы лексического подхода к изучению черт личности
- Знает содержание пятифакторной модели черт и модели Большой Пятерки
- Знает содержание современных теорий черт личности
- Знает содержание современных теорий черт, отличных от пятифакторной модели и "Большой Пятерки"
- Знает траекторию развития пятифакторной модели черт
- Понимает принципы и результаты исследований темперамента и личности ребенка
Содержание учебной дисциплины
- Теории черт: Причины и следствия возникновения
- Методы
- Современные структурные модели черт: Большая Пятерка и FFM
- Современные структурные модели черт: Альтернативные решения.
- Ассоциативные и номологические сети черт
- Средовые и социальные акценты в исследованиях черт.
- Психодиагностика черт
- Лексический подход
- Роль факторного анализа в теории черт
- Черты личности ребенка и темперамент
- Черты личности животных
- Психогенетика черт личности
- Нейронаука черт личности
- Нарушения личности и черты
- Развитие и стабильность личности в онтогенезе
- Половые различия в личности
- Здоровье и черты личности
- Черты личности в организационной психологии
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- Постерная конференция
- Тест-экзаменИтоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ. 10-бальная оценка - производная от процента правильных ответов / 10. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. Тест-экзамен проводится с использованием одной из электронных платформ (напр., LMS или kahoot).
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.1 * Постерная конференция + 0.3 * Тест-экзамен + 0.6 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Handbook of personality : theory and research, , 2008
- Matthews, G., Deary, I. J., & Whiteman, M. C. (2009). Personality Traits: Vol. 3rd ed. Cambridge University Press.
- Oliver P. John, & Richard W. Robins. (2021). Handbook of Personality, Fourth Edition : Theory and Research: Vol. Fourth edition. The Guilford Press.
- Zuckerman, M. (2011). Personality Science : Three Approaches and Their Applications to the Causes and Treatment of Depression. American Psychological Association.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Anthony D. Hermann, Amy B. Brunell, & Joshua D. Foster. (2018). Handbook of Trait Narcissism : Key Advances, Research Methods, and Controversies. Springer.
- Corr, P. J. (2008). The Reinforcement Sensitivity Theory of Personality. Cambridge University Press.
- Costa, P. T., & Widiger, T. A. (2013). Personality Disorders and the Five-factor Model of Personality: Vol. Third edition. American Psychological Association.
- Handbook of research methods in personality psychology, , 2007
- Jennifer Vonk, Alexander Weiss, & Stan A. Kuczaj. (2017). Personality in Nonhuman Animals. Springer.
- Lyons, M. (2019). The Dark Triad of Personality : Narcissism, Machiavellianism, and Psychopathy in Everyday Life. Academic Press.
- Madden, G. J., & Bickel, W. K. (2010). Impulsivity: The Behavioral and Neurological Science of Discounting.
- Musek, J. (2017). The General Factor of Personality. Academic Press.
- Personality theories : an introduction, Engler, B., 2014
- Perspectives on personality, Carver, C. S., 2012
- Specht, J. (2017). Personality Development Across the Lifespan. Academic Press.
- The Big Five Personality Factors. (2000). Hogrefe Publishing.
- The psychology of individual differences. Vol.2: Personality, , 2004
- Theories of personality, Feist, J., 2009