Бакалавриат
2021/2022
Основы общественной географии и страноведения
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (География глобальных изменений и геоинформационные технологии)
Направление:
05.03.02. География
Кто читает:
Базовая кафедра Института географии РАН
Где читается:
Факультет географии и геоинформационных технологий
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Базовый курс, дающий студентам первого года обучения представление об общественной географии как науки в целом и об ее составных частях – социальной, экономической, политической, и культурной. Знания, полученные студентами в его рамках, закладывают теоретические основы в области социального производства пространства. Курс направлен на формирование общественно-географического мировоззрения и мышления. Необходим для прохождения практики и дальнейшего освоения дисциплин по направлению «Общественная география».
Цель освоения дисциплины
- знакомство студентов с основами общественно-географического мировоззрения и мышления
- получение базовых знаний по экономической, социальной, политической, культурной географии
- формирование представлений об общественной географии как науке
Планируемые результаты обучения
- Различет основные понятия и теоретические концепции общественной географии.
- Выявляет взаимосвязи между социальными и политическими, экономическими, культурными явлениями в пространстве.
- Моделирует взаимосвязи между различными явлениями пространственной организации общества.
- Различает и применять теории и модели пространственной организации и развития, приемах и методах страноведческого анализа и синтеза.
- Описывает и объясняет социально-экономические глобальные изменения с помощью общественно-географических подходов.
- Различает и интерпретирует особенности и представления о регионально-страновой структуре современного мира и ее исторической эволюции.
Содержание учебной дисциплины
- Основы общественной, культурной, политической, социально-экономической географии и страноведения
Элементы контроля
- Работа на семинарах в течение 3 модуляНа семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) выполнение и презентация заданий, 2) активное участие в обсуждении вопросов и статей, 3) участие в деловой игре, связанных с освоением тем курса, 4) дельные вопросы студента преподавателю, 5) инициативные предложения по освещению тем и подтем. Студент на каждом семинаре имеет возможность ответить на вопросы, поучаствовать в их обсуждении (игре) и выполнении предложенных заданий, за это ему ставится балл (0, 1 или 2). Если студент никак не участвует в работе на семинаре или отвечает неправильно, он получает 0 баллов; если ответ студента частичный, поверхностный, недостаточно содержательный, не исчерпывающего характера, то он получает 1 балл; когда студент уверенно владеет фактическим материалом, его ответ полный и развернутый, он получает 2 балла за работу на семинаре. Студент должен ответить не менее 5 раз за модуль. За все семинары в течение каждого модуля студент максимально может получить в сумме 10 баллов.
- Контрольная работаПисьменная работа 80 минут. Включает более 50 вариантов – наборов из 5 тестовых заданий открытого (чаще всего по избранной стране) и закрытого типа (по темам курса) в текстовой или графической (картографической) форме. За каждое задание ставится оценка в зависимости от степени полноты ответа и уровня сложности задания, по сумме которых выводится общая оценка за работу по 10-балльной шкале. При отсутствии ответа за задание выставляется 0 баллов.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменно-устной форме. Для студентов, которые отлично выполнили все самостоятельные, контрольную работу и активно работали на семинарах, экзамен носит форму собеседования – устный ответ на один вопрос. Для студентов, которые недостаточно активно работали на семинарах, неудовлетворительно выполнили самостоятельные, контрольные работы и/или хотят улучшить свой результат, пишут другой вариант самостоятельных и контрольных работ, и отвечают дополнительно на 2 вопроса по темам курса. Решение о количестве вопросов принимается преподавателем на последнем семинаре. Преподаватель на экзамене оценивает полноту и правильность ответа.
- Самостоятельная работа 1Письменная работа 80 минут. Нацелена на проверку усвоения пройденных ранее тем в приложении к избранной студентом стране одной из частей света (региона мира, по билетам преподавателя). Состоит в предложении оценить плюсы и минусы одной из страноведческих характеристик, раскрытых ранее в лекциях. Работа выполняется в письменном виде и оценивается по 10-ти бальной шкале. В случае правильного и полного выполнения задания студент получает максимальное количество баллов. При неполном ответе или при наличии ошибок оценка снижается. При отсутствии ответа за задание выставляется 0 баллов.
- Работа на семинарах 4 модуляНа семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) выполнение и презентация заданий, 2) активное участие в обсуждении вопросов и статей, 3) участие в деловой игре, связанных с освоением тем курса, 4) дельные вопросы студента преподавателю, 5) инициативные предложения по освещению тем и подтем. Студент на каждом семинаре имеет возможность ответить на вопросы, поучаствовать в их обсуждении (игре) и выполнении предложенных заданий, за это ему ставится балл (0, 1 или 2). Если студент никак не участвует в работе на семинаре или отвечает неправильно, он получает 0 баллов; если ответ студента частичный, поверхностный, недостаточно содержательный, не исчерпывающего характера, то он получает 1 балл; когда студент уверенно владеет фактическим материалом, его ответ полный и развернутый, он получает 2 балла за работу на семинаре. Студент должен ответить не менее 5 раз за модуль. За все семинары в течение каждого модуля студент максимально может получить в сумме 10 баллов.
- Самостоятельная работа 2 (Деловая игра)Студенты делятся на группы и готовят 5–7-минутные доклады и короткие презентации с проектами использования выделяемых средств для решения избранной проблемы (ряда проблем) избранной страны. Доклады обсуждаются на семинаре. Балл командам (один всем её участникам) присуждает жюри как среднюю из оценок членов жюри.