Бакалавриат
2021/2022
Макроэкономика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент теоретической экономики
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Андрианова Анна Владимировна,
Ворчик Андрей Денисович,
Мясников Александр Алексеевич,
Садыков Ильгиз Рашидович
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
В соответствии с рабочим учебным планом факультета Дисциплина «Экономическая теория» входит в базовую часть дисциплин профессионального цикла (Major). Данная дисциплина изучается на 1-ом курсе в течение 3-ого и 4-ого модулей. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Математика; Экономика Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: уметь выполнять четыре арифметических действия без калькулятора; знать правила действий с положительными и отрицательными числами и уметь применять их; владеть понятием функции, её аналитическим и графическим изображением; знать простейшие функции и их графики; уметь обращаться с процентами; уметь решать уравнения с одним неизвестным; уметь решать систему двух уравнений с двумя неизвестными; владеть понятием производной и уметь находить производные простейших функ-ций. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изуче-нии следующих дисциплин: Институциональная экономика Экономическая и социальная статистика Экономическая социология
Цель освоения дисциплины
- подготовка выпускников к информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в области изучения социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития, способных к выполнению организационно-административных, проектных, исследовательских и учебно-организационных задач в институтах власти, организациях бизнеса и других секторах экономики, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре
- подготовка широко образованной, многосторонней личности с высоким уровнем общей, в том числе, экономической культуры
Планируемые результаты обучения
- Владеет понятием общего макроэкономического равновесия; способен применять модель AD-AS к анализу шоков совокупного предложения; понимает содержание теории экономической цикличности, основанной на взаимодействии совокупного спроса и совокупного предложения
- Владеет понятием совокупного спроса; умеет выводить уравнение совокупного спроса из модели IS-LM; способен объяснять факторы, воздействующие на совокупный спрос
- Владеет понятиями кривой Филлипса, естественного уровня безработицы, эффективной заработной платы; способен объяснять причины возрастающего характера кривой совокупного предложения; осознает факторы, воздействующие на совокупное предложение
- Владеет понятиями экономического роста, "золотого правила" накопления, траектории сбалансированного роста; умеет иллюстрировать с помощью модели экономического роста Солоу основные закономерности экономического роста; способен объяснить состав факторов, влияющих на экономический рост, и потенциальную роль государства в определении темпов экономического роста
- Знает содержание понятий "безработица", "инфляция", "экономическая цикличность" и "экономический рост"; умеет объяснять связь между этими понятиями; владеет базовыми навыками анализа макроэкономической динамики
- Знает содержание понятия "бюджетно-налоговая политика" и основные инструменты бюджетно-налоговой политики; умеет проводить базовый анализ динамики доходов и расходов государственного бюджета
- Знает содержание понятия денег и их функции; умеет объяснять факторы спроса на денег; осознает роль денег в современной экономике
- Понимает предмет и основные методы макроэкономики; умеет объяснять содержание основных макроэкономических понятий и переменных; осознает смысл кругооборота доходоа и расходов в экономике
- Понимает разницу между планируемыми и фактическими расходами (затратами); умеет строить модель "Крест Кейнса" и объяснять ее логику; способен иллюстрировать с помощью модели "Крест Кейнса" краткосрочное равновесие и неравновесие на рынке благ
- Понимает роль центрального банка и коммерческих банков в современной экономике; владеет понятиями денежного мультипликатора, обязательных и избыточных резервов; умеет объяснять механизм установления равновесия на денежном рынке
Содержание учебной дисциплины
- Предмет и методологические принципы макроэкономики
- Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов
- Основные проблемы макроэкономики: уровень выпуска, безработица, инфляция, экономическая цикличность, экономический рост
- Кейнсианская модель доходов и расходов. Равновесие на рынке благ. Крест Кейнса
- Бюджетно-налоговая политика
- Деньги и их функции. Спрос на деньги
- Современная банковская система и предложение денег. Равновесие на денежном рынке
- Денежно-кредитная политика
- Модель IS-LM. Использование модели IS-LM для анализа макроэкономической политики в краткосрочном периоде
- Совокупный спрос и его выведение на основе модели IS-LM
- Совокупное предложение
- Общее макроэкономическое равновесие: модель AD-AS
- Экономический рост
Элементы контроля
- Оценки за самостоятельную и аудиторную работу в модуляхСамостоятельная и аудиторная работа в модулях оценивается по результатам мини-контрольных, проводимых на семинарских занятиях (2 самостоятельных работы в 3-ом модуле, 2 самостоятельных работы в 4-ом модуле продолжительностью 20 – 40 минут). Оценки за самостоятельные работы преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
- Две контрольных работыПолное отличное освоение студентом программы учебной дисциплины оценивается оценкой "Отлично" - 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины
- Экзаменационная работа по дисциплинеПолное отличное освоение студентом программы учебной дисциплины оценивается оценкой "Отлично" - 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины. Экзамен может проводиться с использованием дистанционных технологий, в т.ч. технологий прокторинга
- Четыре самостоятельных работыПолное отличное освоение студентом программы учебной дисциплины оценивается оценкой "Отлично" - 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модульОитог=min{ н*[т*(вс1*ср1+вс2*ср2+вс3*ср3+вс4*ср4)+вк1*кр1/10+вк2*кр2/10]+вэ*э/10 + б_i, 10}, где н=0.5, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине одну из контрольных работ, н=0.4, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две контрольные работы, н = 0.6 в остальных случаях; т=0,5, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине одну из контрольных работ, т = 0,9, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две контрольные работы, т = 0,3 в остальных случаях; вс1=вс2=вс3=вс4=0,25, если студент не пропустил ни одной из самостоятельных работ; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине первую самостоятельную работу, то вс1=0, вс2=вс3=0,33, вс4=0,34; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине вторую самостоятельную работу, то вс2=0, вс1=вс3=0.33, вс4=0,34; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине третью самостоятельную работу, то вс3=0, вс1=вс2=0.33, вс4=0,34; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине четвертую самостоятельную работу, то вс4=0, вс1=вс2=0,33, вс3=0,34; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две самостоятельных работы №№ a и b, не пропустив при этом самостоятельные работы №№ c и d, то всa=вcb=0, всc=всd=0,5; вк1=вк2=0,5, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине одну из плановых контрольных, вк1=вк2=0, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две контрольные работы, вк1=вк2=0,35 в остальных случаях; вэ = 0,4; ср1, ср2, ср3 и ср4 – баллы за самостоятельные работы №№1, 2, и 4, соответственно, начисляемые по 10-балльной шкале; кр1 и кр2 – баллы за контрольные работы №№1 и 2, соответственно, начисляемые по 100-балльной шкале; э – баллы за экзамен, начисляемые по 100-балльной шкале; б_i – бонусные баллы, начисляемые i-му студенту за активную работу на семинарских занятиях исходя из следующей формулы: б_i=(0,7*оуд_i_1+…+0,7*оуд_i_m+0,3*от_i_1+…+0,3*от_i_n)/max(0,7*оуд_1+…+0,7*оуд_M+0,3*от_1+…+0,3*от_N), где оуд_i_j – логическая переменная, принимающая значение «1», если i-й студент в j-й раз в течение семестра успешно ответил у доски в рамках семинарского занятия, продемонстрировав достаточный уровень знаний при самостоятельной решении той или иной задачи, предоставленной преподавателем, при этом всего таких успешных ответов у студента в течение семестра было m штук; от_i_j – балл i-го студента за j-й онлайн-тест (в случае их проведения в рамках семинарских занятий); max(0,7*оуд_1+…+0,7*оуд_M+0,3*от_1+…+0,3*от_N) – максимальное из значений выражения в скобках среди всех студентов учебной группы, в которую включен i-й студент, при этом M и N – количества успешных ответов у доски и сданных онлайн-тестов студента, для которого значение выражения в скобках после оператора «max» оказалось наибольшим среди всех студентов учебной группы, в которую входит i-й студент.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Под ред. Серегиной С.Ф. - МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 184с. - ISBN: 978-5-534-00207-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-sbornik-zadach-i-uprazhneniy-431987
Рекомендуемая дополнительная литература
- Макроэкономика : учебник, Бланшар, О., 2010