Бакалавриат
2021/2022
Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бурда Егор Дмитриевич,
Волкова Ирина Олеговна,
Гаврикова Елизавета Владимировна,
Исмаилов Наиль Ренатович,
Тюлькина Юлия Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Стратегический̆ менеджмент» являются развитие способностей̆ стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией̆, функционирующей̆ в условиях высокой̆ конкуренции, изменчивости и непредсказуемости внешней̆ среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой̆ учебной̆ и научной̆ литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Планируемые результаты обучения
- Владеет инструментами и методами анализа внутренней среды компании и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
- Владеет инструментами анализа макроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования
- Владеет характеристиками корпоративной стратегии фирмы, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, использует матричные методы для анализа и разработке предложений по управлению бизнес-портфелем корпораций
- Знает базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их использовать для решения задач развития компании
- • Знает как основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха, возможности изменения систем компании, корпоративные системы и культура влияют на внедрение стратегии и используют их для изменения стратегии и бизнес-модели компании
- • Определяет типы базовых стратегиях М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес-стратегий и используют их при разработке стратегических решений
- Приводит примеры стратегий в различных отраслях, объясняет выбор ими бизнес-модели и формирует предложения по разработке и стратегии компании на различных уровнях.
- Определяет виды и ценности ресурсов и компетенций и используют их при проведении VRIS анализа ресурсов компании.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в стратегический̆ менеджмент.
- Тема 2. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели.
- Тема 3. Стратегическое направление развития организации: целевые установки.
- Тема 4. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии.
- Тема 5. Внешняя среда организации: определение возможностей̆ и угроз.
- Тема 6. Стратегический̆ анализ внутренней̆ среды организации.
- Тема 7. Портфельный̆ анализ диверсифицированной̆ организации.
- Тема 8. Корпоративные и конкурентные стратегии организации.
- Тема 9. Определение и выбор стратегических альтернатив развития организации.
- Тема 10. Обоснование бизнес-стратегии организации в формате бизнес-модели.
- Тема 11. Реализация стратегии: управление организационными изменениями.
Элементы контроля
- Контрольные тестыв течение всего курса на практических занятиях №1-6 студенты выполняют тесты по теоретическому материалу и изученным академическим публикациям. В каждом тесте 10 вопросов. Каждый правильный ответ – 1 балл. В итоговую формулу оценки идет средняя оценка за все 6 тестов (оценка не подлежит округлению).
- Разработка бизнес-стратегии компании в формате бизнес-моделиПроект выполняется командой студентов из 4-5 человек в соответствии с заданием по выбранной компании. На практическом занятии №8 команды готовят итоговую презентацию и представляют ее комиссии
- ЭкзаменЭкзамен– проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 4 модуля в формате индивидуальной письменной работы. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Данный элемент контроля является блокирующим и подлежит обязательной пересдаче в соответствующие установленные сроки. Пересдача проводится по заданиям, аналогичным заданиям письменной экзаменационной работы.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.4 * Экзамен + 0.4 * Разработка бизнес-стратегии компании в формате бизнес-модели + 0.2 * Контрольные тесты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Barney, J. (1991). Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. Journal of Management, 17(1), 99. https://doi.org/10.1177/014920639101700108
- Prahalad, C. K., & Hamel, G. (1990). The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 68(3), 79–91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9006181434
- Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
- Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006
- Школы стратегий : стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Минцберг, Г., 2000
- Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2006