Бакалавриат
2021/2022
Психология мотивации и эмоций
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Варваричева Яна Игоревна,
Леонтьев Дмитрий Алексеевич,
Моспан Анастасия Никитична,
Шильманская (Миюзова) Алеся Евгеньевна,
Эпельман Анна Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина "Психология мотивации и эмоций" представляет собой традиционный раздел курса общей психологии, знакомящего студентов, начинающих свое знакомство с психологией, с общими основами устройства психики человека, с историей, методологией, современным состоянием и структурой исследований в этой области. Содержание курса является новым и отражает современное состояние этой динамично развивающейся области. Его отличительной особенностью является соединение в единой объяснительной рамке процессов мотивации, саморегуляции и эмоций, а также зарубежных и отечественных исследований. Курс знакомит студентов с общими основами функционирования мотивации человека, эмоций и саморегуляции как составных частей единого сложного механизма, и с различными подходами и трудностями эмпирических исследований этих процессов.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Мотивация и эмоции» являются: • формирование основных представлений о мотивационных, волевых и эмоциональных процессах человека; • ознакомление с историей развития представлений о мотивации и эмоциях в психологии, основными понятиями, теориями и направлениями исследований в этих областях; • формирование навыков психологического анализа мотивационных основ и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные понятия, определения, теории ключевые имена в психологии мотивации и эмоций. Уметь анализировать мотивационную основу человеческих действий. Иметь навыки мотивационного анализа жизненных ситуаций.
- В результате освоения темы студент должен знать основные законы, методы, ключевые имена в психологии мотивации. Уметь анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствие.
- В результате освоения темы студент должен знать основные законы, методы, ключевые имена в психологии эмоций.
- В результате освоения темы студент должен знать основные классификации, подходы, теории ситуационных механизмов мотивации и ключевые имена в психологии мотивации. Уметь выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствие.
- В результате освоения темы студент должен знать основные классификации, феномены, факты, законы в психологии эмоций. Уметь анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствие.
- В результате освоения темы студент должен знать основные понятия, определения, классификации, подходы в понимании движущих сил мотивации; ключевые имена в психологии мотивации. Уметь анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации.
- В результате освоения темы студент должен знать основные понятия, определения, ключевые имена в психологии эмоций.
- В результате освоения темы студент должен знать основные понятия, определения, феномены, факты, ключевые имена в психологии мотивации; виды и уровни мотивационных процессов.
- В результате освоения темы студент должен знать основные понятия, феномены, теории, методы, ключевые имена в психологии эмоций.
Содержание учебной дисциплины
- Общее представление о мотивации человека
- Источники мотивации. Основные подходы к проблеме движущих сил поведения
- Ситуационные механизмы мотивации, подходы к их пониманию.
- Онтогенетическое развитие мотивации. Методы изучения мотивации
- Контроль над мотивационными процессами. Психология воли и самодетерминации
- Общее представление об эмоциональных процессах
- Проявления эмоций и подходы к их изучению: физиологические корреляты, внешнее выражение, влияние на познание и деятельность
- Эмоциональные состояния и их регуляция в норме и патологии
- Развитие эмоций. Позитивная психология эмоциональной жизни
Элементы контроля
- Эссе/коллоквиумТворческая работа на 5-8 страниц, посвя-щенная анализу одной из монографий по курсу (список монографий определяется семинарскими преподавателями). Коллоквиум будет посвящен устному обсуждению прочитанной монографии в подгруппах по 3-4 человека примерно по 30 минут на подгруппу. Дата коллоквиума – конец 3 модуля.
- Контрольный тест по теме "Психология мотивации"Тест из 15 закрытых вопросов по теме «Психология мотивации и воли» (темы 1-5)
- Контрольный тест по теме "Психология эмоций"Тест из 15 закрытых вопросов по теме «Психология эмоций» (темы 6-9)
- Аудиторная работаОценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Аудиторная оценка по 10-ти балльной шкале определяется перед промежуточным или итоговым контролем.
- ЭкзаменОсобенности экзамена: 1) Экзамен по данной дисциплине НЕ предполагает прокторинга, однако дистанционный формат устного экзамена в обязательном порядке подразумевает, что в течение всего времени пребывания онлайн студент не покидает рабочее место, находится со включенной вебкамерой, качество сигнала которой обеспечивает его 100% узнаваемость. Пожалуйста, заранее проверьте свои микрофоны и камеры, потому что от качества Вашей связи неминуемо зависит и впечатление от Вашего ответа. Кратковременной потерей связи считается нарушение Интернет-соединения в течение 30 минут. При возникновении такой ситуации студент связывается с семинаристом и учебным ассистентом по альтернативным каналам связи. Если студент из-за технических сложностей вообще не смог попасть, то ему нужно будет незамедлительно оповестить семинариста, лектора и учебный офис о возникшей ситуации (сделав фото, скриншоты, видео и иные материалы, описывающие и наглядно отражающие суть технической неисправности). По каждому подобному случаю решение будет приниматься отдельно. Для того, чтобы минимизировать технические трудности просим Вас за 15 минут до перехода по ссылке в онлайн-аудиторию настроить и проверить качество интернет-соединения, подготовить рабочее место, создать пробные конференции в zoom и протестировать работу микрофона и камеры. 2) Перед экзаменом Вам будет предоставлена ссылка на онлайн-документ для фиксации очередности приема экзамена, чтобы все студенты могли распределиться по времени. Приоритет более ранней записи принадлежит тем студентам, кто находится в другом (более позднем по отношению к Москве) часовом поясе. Поэтому просим их записаться первыми. 3) Процедура ОНЛАЙН экзамена в 2020 году организована следующим образом: 1. Студент тянет билет, получает ссылку на него в онлайн-формате и, не выключая камеры, готовится в течение 10 минут, делая пометки в онлайн-документе; 2. Подготовившись, студент отвечает устно преимущественно по билету, но экзаменаторы вправе задавать дополнительные вопросы, проясняющие понимание студентом основных понятий и логик курса. 4) Выставление оценки происходит путем совместного обсуждения всеми преподавателями курса до достижения общего мнения в любом сложном случае. Апелляция возможна на выставлении оценок. 5) Материалы для подготовки к экзамену Вы можете получить из программы курса, а также проконсультировавшись с семинарским преподавателем.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.1 * Эссе/коллоквиум + 0.1 * Контрольный тест по теме "Психология мотивации" + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Контрольный тест по теме "Психология эмоций" + 0.2 * Аудиторная работа