• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Качественные и количественные методы исследований в психологии

Статус: Курс обязательный (Психология в бизнесе)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Психология в бизнесе
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» являются: формирование комплексного представления о методах психологического исследования, освоение теоретических знаний о методологии и процедурных особенностях качественных и количественных методов, подготовка к практическому использованию конкретных методов. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:  основные психологические методы анализа и измерения в психологии, их возможности и ограничения;  основы и особенности проведения психологических исследований;  специфику обработки данных, полученных при помощи качественных и количественных методов сбора информации;  основные источники и возможности появления ошибок и искажений, присущих методам исследования личности, деятельности, группы, организации, системы управления, пути и способы их недопущения и компенсации. Уметь:  ориентироваться в современных научных концепциях и исследованиях, самостоятельно анализировать их методологические и теоретические основы в целях определения и выбора адекватных методов и методик для конкретного психологического исследования проблемы;  организовать и провести психологическое исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, используя качественные и количественные методы получения эмпирических данных;  применять стандартные исследовательские методики;  использовать статистические программы для обработки данных. Владеть навыками:  планирования, организации и проведения психологического исследования;  оптимального выбора и разработки психологических измерительных процедур;  статистического анализа данных, включающего использование современного программного обеспечения;  разработки психологически обоснованных рекомендаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Уметь создавать дизайн прикладного исследования
  • Уметь пользоваться качественными методами исследования для прикладных задач
  • Овладеть основами количественного анализа данных
  • Овладеть навыком делать прикладные выводы из данных
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение методом семантического дифференциала
  • Знает критерии валидности качественных данных и основные качественные методы, умеет проводить интерпретативный феноменологический анализ.
  • Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
  • Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
  • Знать: критерии научности психологического исследования; основные этапы проведения исследования; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; различия между основными планами эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных; основные принципы интерпретации данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
  • Навык разработки анкет и опросников
  • Навык составления сценария интервью
  • Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Планирование исследования: постановка проблемы, обзор литературы, этические стандарты
  • Источники психологических данных и стратегии построения выборки
  • Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
  • Тема 14. Этические проблемы психологических исследований
  • Тема 5. Источники психологических данных
  • Метод опроса и техника семантического дифференциала
  • Метод наблюдения и анализа документов
  • Качественные методы сбора и анализа данных
  • Метод эксперимента и квазиэксперимента
  • Частотный анализ (описательные статистики)
  • Корреляционный анализ
  • Сравнение средних
  • Факторный анализ
  • Подготовка отчета об исследовании
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Решение задач по количественному анализу
  • неблокирующий Экзаменационная задача
    При первой пересдаче студенту необходимо решить экзаменационную задачу (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и ответить на два вопроса из списка. Список вопросов находится в департаменте психологии.
  • неблокирующий Групповая дискуссия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Экзаменационная задача + 0.6 * Решение задач по количественному анализу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Frost, N. (2011). Qualitative Research Methods in Psychology : Combining Core Approaches. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=382480
  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Robins, R. W., Fraley, R. C., & Krueger, R. F. (2007). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211290
  • Weiner, I. B., Velicer, W. F., & Schinka, J. A. (2013). Handbook of Psychology, Research Methods in Psychology (Vol. 2nd ed). Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=497780
  • Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-9916-3015-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-425218
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История психологии от античности к современности : учебник для вузов, Ждан, А. Н., 2002
  • Сарычев С. В., Логвинов И. Н. - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-534-02913-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-psihologii-v-2-ch-chast-1-444122

Авторы

  • Елисеенко Александр Сергеевич