Бакалавриат
2021/2022
Медиа и религия
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Хруль Виктор Михайлович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Перефразируя фразу выдающегося отечественного социолога Ю.А. Левады «от мнения - к пониманию», можно констатировать, что во взаимоотношениях религии и медиа в России пока много разных мнений и мало понимания. Курс направлен на поиск более глубокого интегрального понимания многослойной и многоаспектной коммуникации двух влиятельных социальных институтов в российской публичной сфере. Одна из основных характеристик этой коммуникации является "конфликт форматов", преодоление которого подразумевает построение "стыковочных узлов" и "шлюзов" для общения. Светские СМИ, преодолевая трудности общения с религиями, которые долгое время были закрытыми, "герметичными", постепенно приобретают необходимые навыки в диалоге с ними и в добыче информации, соответствующей интересам и потребностям аудитории. Однако "зазор" между тем, что медиа хотят узнать и рассказать о религиях аудитории, и тем, как религии хотят себя позиционировать и что пытаются внести в общенациональную и локальную медийную "повестку дня", остаётся большим. "Логика медиа" отторгается "логикой религий": то, что одни называют проявлением свободы слова, другие считают святотатством. Студентам бакалавриата важно понимать главные факторы, определяющие историю и современное состояние взаимоотношений религии и медиа, которые и будут представлены в рамках данного курса.
Цель освоения дисциплины
- Познакомиться с историческими и теоретическими аспектами отношений между религией и СМИ
- Рассмотреть процессы секуляризации и десекуляризации, специфику российской религиозной жизни и деятельности религиозных институтов
- Изучить правовые и этические нормы и принципы освещения религиозной жизни в средствах массовой информации
- Освоить навыки навыками анализа религиозной сферы и религиозного сегмента массового сознания
Планируемые результаты обучения
- знает каналы ее медиатизации и формы функционирования в публичной сфере
- осознаёт особую сложности освещения религиозной жизни, соотношения в ней религиозного и светского, личного и общественного, профанного и сакрального
- понимает социальную природу религии
- профессионально анализирует деятельность религиозных институтов и деятелей в публичной сфере и освещать ее в СМИ
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические основания исследования медиа и религии.
- Медиатизация религии: концепт и его операционализация.
- Религия, вера, идентичность в русскоязычной массовой коммуникации.
- Правовые аспекты освещения религиозной жизни в российских медиа.
- Этические аспекты взаимодействия медиа и религии.
- Религиозный этос и журналистская этика.
- Религиозные инициативы регулирования российских СМИ.
- Религиозные ценности в российских медиатекстах.
- Структурно-семантические и функциональные аспекты российских медиатекстов о религии.
- Жанровые особенности освещения религиозной жизни в российских СМИ.
- Языковая и функциональная специфика российских медиатекстов религиозной тематики.
- Дисфункциональные проявления в освещении религиозной жизни в российских СМИ.
- Медийно-религиозные коммуникативные кризисы и способы их преодоления.
- Юмор в медиатекстах о религии как фактор конфликта.
- Формирование и выражение религиозной идентичности в Интернете.
- Религиозная тематика в социальных сетях.
- Оптимизация взаимодействия религии и медиа: телеологические основания и нормативные модели.
- Основные принципы построения нормативной модели взаимодействия религии и СМИ в пространстве общественного диалога.
Элементы контроля
- Доклады на семинарских занятиях
- Эссе об актуальных проблемах отношений религии и медиа
- Практическое задание
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.4 * Практическое задание + 0.2 * Доклады на семинарских занятиях + 0.4 * Эссе об актуальных проблемах отношений религии и медиа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Khroul, V. (2020). Digitalization of Religion in Russia: Adjusting Preaching to New Formats, Channels and Platforms. The Palgrave Handbook of Digital Russia Studies. https://doi.org/10.1007/978-3-030-42855-6_11
Рекомендуемая дополнительная литература
- Хруль Виктор. (n.d.). Семантические Аспекты Освещения Деятельности Религиозных Меньшинств В Российских Сми.