• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Медиа и религия

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Перефразируя фразу выдающегося отечественного социолога Ю.А. Левады «от мнения - к пониманию», можно констатировать, что во взаимоотношениях религии и медиа в России пока много разных мнений и мало понимания. Курс направлен на поиск более глубокого интегрального понимания многослойной и многоаспектной коммуникации двух влиятельных социальных институтов в российской публичной сфере. Одна из основных характеристик этой коммуникации является "конфликт форматов", преодоление которого подразумевает построение "стыковочных узлов" и "шлюзов" для общения. Светские СМИ, преодолевая трудности общения с религиями, которые долгое время были закрытыми, "герметичными", постепенно приобретают необходимые навыки в диалоге с ними и в добыче информации, соответствующей интересам и потребностям аудитории. Однако "зазор" между тем, что медиа хотят узнать и рассказать о религиях аудитории, и тем, как религии хотят себя позиционировать и что пытаются внести в общенациональную и локальную медийную "повестку дня", остаётся большим. "Логика медиа" отторгается "логикой религий": то, что одни называют проявлением свободы слова, другие считают святотатством. Студентам бакалавриата важно понимать главные факторы, определяющие историю и современное состояние взаимоотношений религии и медиа, которые и будут представлены в рамках данного курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с историческими и теоретическими аспектами отношений между религией и СМИ
  • Рассмотреть процессы секуляризации и десекуляризации, специфику российской религиозной жизни и деятельности религиозных институтов
  • Изучить правовые и этические нормы и принципы освещения религиозной жизни в средствах массовой информации
  • Освоить навыки навыками анализа религиозной сферы и религиозного сегмента массового сознания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает каналы ее медиатизации и формы функционирования в публичной сфере
  • осознаёт особую сложности освещения религиозной жизни, соотношения в ней религиозного и светского, личного и общественного, профанного и сакрального
  • понимает социальную природу религии
  • профессионально анализирует деятельность религиозных институтов и деятелей в публичной сфере и освещать ее в СМИ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основания исследования медиа и религии.
  • Медиатизация религии: концепт и его операционализация.
  • Религия, вера, идентичность в русскоязычной массовой коммуникации.
  • Правовые аспекты освещения религиозной жизни в российских медиа.
  • Этические аспекты взаимодействия медиа и религии.
  • Религиозный этос и журналистская этика.
  • Религиозные инициативы регулирования российских СМИ.
  • Религиозные ценности в российских медиатекстах.
  • Структурно-семантические и функциональные аспекты российских медиатекстов о религии.
  • Жанровые особенности освещения религиозной жизни в российских СМИ.
  • Языковая и функциональная специфика российских медиатекстов религиозной тематики.
  • Дисфункциональные проявления в освещении религиозной жизни в российских СМИ.
  • Медийно-религиозные коммуникативные кризисы и способы их преодоления.
  • Юмор в медиатекстах о религии как фактор конфликта.
  • Формирование и выражение религиозной идентичности в Интернете.
  • Религиозная тематика в социальных сетях.
  • Оптимизация взаимодействия религии и медиа: телеологические основания и нормативные модели.
  • Основные принципы построения нормативной модели взаимодействия религии и СМИ в пространстве общественного диалога.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе об актуальных проблемах отношений религии и медиа
  • неблокирующий Практическое задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.4 * Практическое задание + 0.2 * Доклады на семинарских занятиях + 0.4 * Эссе об актуальных проблемах отношений религии и медиа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Khroul, V. (2020). Digitalization of Religion in Russia: Adjusting Preaching to New Formats, Channels and Platforms. The Palgrave Handbook of Digital Russia Studies. https://doi.org/10.1007/978-3-030-42855-6_11

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Хруль Виктор. (n.d.). Семантические Аспекты Освещения Деятельности Религиозных Меньшинств В Российских Сми.

Авторы

  • Хруль Виктор Михайлович
  • Абрамов Роман Сергеевич