• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Цифровая грамотность

Статус: Курс обязательный (Городское планирование)
Направление: 07.03.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 50
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Перевышина Татьяна Олеговна, Широкова Лари Дмитриевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на формирования начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться инструменты для проведения научных исследований, оформления работ, представления результатов. Кроме того, будут рассмотрены специализированные темы, связанные с применением современных технологий в гуманитарных дисциплинах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципов и методов использования цифровых инструментов для успешной работы в академической и цифровой среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
  • Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Знает простейшие методы статистического анализа для простых прогнозов в MsExcel (например, построение трендов. корреляционный анализ и т.п.).
  • Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
  • Называет основные горячие клавиши для работы в Excel
  • Называет переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств
  • Объясняет типы построения структуры презентации и ситуации их применения
  • Описывает основные способы структурирования информации на слайде
  • Определяет версию операционной системы, установленную на компьютере
  • Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Применяет базовые знания функций Excel: в частности, умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, работа с комбинированными формулами и функциями (простые типа СУММ, знак доллара, полезные функции типа СУММЕСЛИ и ВПР), в т.ч. вбивать формулы, растягивать формулы, таблицы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Применяет конвертацию файлов из одного формата в другой
  • Применяет основные горячие клавиши для работы в Power Point
  • Применяет первичную обработку и анализ данных
  • Применяет средства Excel для создания выбранного типа графика и диаграммы (в т.ч. круговых диаграмм, столбиковых диаграмм, диаграмм рассеяния)
  • Применяет средства Power Point для создания выбранного типа инфографики/схемы, а также дизайна построенного графика
  • Применяет фильтры данных в таблицах
  • Создает различные визуальные элементы - таблицы, графики, схемы и пр.
  • Создает сводные таблицы и использует функцию поискую решения для выполнения поставленной задачи
  • Создает слайды, а также применяет следующие навыки: копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
  • Сравнивает разные типы визуализации данных и применяет выбранный тип для решения поставленной задачи
  • Сравнивает форматы для изображений и звука и применяет наиболее подходящий
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперсылки, нумерацию страниц
  • Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п.
  • Умеет критически относиться к медиасообщениям, анализировать медиасообщения по вспомогательным вопросам
  • Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
  • Умеет опознавать жанры коммуникации в личном общении Определить неэкологичную коммуникативную ситуацию, справиться с такой ситуацией (применив одну из стратегий)
  • Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
  • Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
  • Умеет отличать различные виды данных
  • Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет применять принципы написания и оформления электронных писем
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
  • Умение работать с компьютерами, с файловыми система, с папками, с файлами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
  • Интернет и поиск
  • Медиаграмотность
  • Базовые текстовые технологии
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
  • Основы работы с табличными данными
  • Основы работы с данными
  • Основы создания презентаций
  • Введение в Digital Humanities
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн-курс
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ online.hse.ru. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля.
  • неблокирующий Проект
    Предусмотрена устная защита
  • неблокирующий Тесты
    Сдача теста на платформе online.hse.ru.
  • неблокирующий контрольная (ИТОГ)
    Сдача теста на платформе online.hse.ru.
  • неблокирующий контрольная (НОК)
    Сдача теста на платформе online.hse.ru.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Онлайн-курс + 0.1 * Тесты + 0.25 * Проект + 0.15 * контрольная (ИТОГ) + 0.3 * контрольная (НОК)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Калмыкова С.В., Ярошевская Е.Ю., Иванова И.А. - Работа с таблицами в Microsoft Excel: учебно-методическое пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 136с. - ISBN: 978-5-8114-3626-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/121489
  • Курячий, Г. В. Операционная система Unix : учебное пособие / Г. В. Курячий. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 258 с. — ISBN 5-9556-0019-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100281 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Молочков, В. П. Microsoft PowerPoint 2010 : учебное пособие / В. П. Молочков. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 277 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100649 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
  • Neil Matthew and Richard Stones - Beginning Linux Programming - John Wiley & Sons, Incorporated, 2007-210 - Текст электоронный - https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=319344
  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762

Авторы

  • Широкова Лари Дмитриевна