• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Математика для экономистов

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплины «Математика для экономистов» предназначена для студентов 1-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению 38.03.01. «Экономика», образовательная программа «Экономика». Формат изучения дисциплины - без использования онлайн курса. От студентов требуется первоначальное освоение курса «Математический анализ-1». В курсе студенты познакомятся с базовыми математическими методами оптимизации, элементами выпуклого анализа, теорией интегрирования, теорией разностных и дифференциальных уравнений. Теоретический материал нацелен на приложения к анализу экономических систем. В период карантинных мер, все занятия и формы контроля проводятся дистанционно.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Добиться усвоения студентами основных математических приемов и правил формального анализа экономических систем
  • Подготовить слушателей к чтению современных текстов по экономической теории, использующих модели и методы многомерного математического анализа, теории меры и интеграла и теории дифференциальных уравнений
  • Обеспечить запросы других разделов математики, использующих возникающие в математическом анализе конструкции
  • Научить слушателей решать качественные задачи на условный экстремум при различных типах ограничений
  • Обучить студентов технике практического использования числовых и функциональных рядов
  • Познакомить студентов с основными понятиями теории дифференциальных уравнений и их использованием при анализе и построении экономических моделей
  • Выработать у слушателей навыки решения типовых задач, способствующих усвоению основных понятий, а также задач, способствующих развитию начальных навыков научного исследования
  • Развить умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент вычисляет неопределенные, определенные и кратные интегралы.
  • Студент исследует функции многих переменных на выпуклость, на экстремум при ограничениях.
  • Студент решает задачи на сходимость, суммирование и разложение в ряд
  • Студент решает линейные дифференциальные и разностные уравнения с постоянными коэффициентами и специальной правой частью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Элементы выпуклого анализа и задачи глобальной оптимизации. Интегрирование функций одной и многих переменных. Раздел 1. Элементы выпуклого анализа и задачи глобальной оптимизации.
  • Тема 1. Элементы выпуклого анализа и задачи глобальной оптимизации. Интегрирование функций одной и многих переменных. Раздел 2. Элементы теории меры и интеграла
  • Тема 2. Ряды. Дифференциальные и разностные уравнения. Раздел 1. Числовые и функциональные ряды.
  • Тема 2. Ряды. Дифференциальные и разностные уравнения. Раздел 2. Разностные и дифференциальные уравнения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная 1
    Время выполнения работы 90-120 минут (объявляется до проведения контрольной). В случае введения карантинных мер все контрольные и экзамены проводятся дистанционно на платформе Examus, Microsoft Teams или Zoom . Контроль за самостоятельностью выполнения заданий студентами (прокторинг) осуществляют преподаватели. В случае, если самостоятельность решения заданий контрольной студентом вызывает сомнения, преподаватель вправе назначить студенту дополнительное собеседование по контрольной. По результатам собеседования первоначальная оценка может быть изменена, или работа может быть аннулирована.
  • неблокирующий Контрольная 2
    Время выполнения работы 90-120 минут (объявляется до проведения контрольной). В случае введения карантинных мер все контрольные и экзамены проводятся дистанционно на платформе Examus, Microsoft Teams или Zoom . Контроль за самостоятельностью выполнения заданий студентами (прокторинг) осуществляют преподаватели. В случае, если самостоятельность решения заданий контрольной студентом вызывает сомнения, преподаватель вправе назначить студенту дополнительное собеседование по контрольной. По результатам собеседования первоначальная оценка может быть изменена, или работа может быть аннулирована.
  • блокирующий Экзамен
    Время выполнения работы 160 минут. В случае введения карантинных мер экзамен проводится дистанционно на платформе Examus, Microsoft Teams или Zoom. Если используется платформа Microsoft Teams или Zoom, контроль за самостоятельностью выполнения заданий студентами (прокторинг) осуществляют преподаватели. Если используется платформа Examus, может быть использован синхронный или асинхронный прокторинг (для проведения синхронного прокторинга приглашаются сторонние прокторы). В случае, если самостоятельность решения заданий экзамена студентом вызывает сомнения, преподаватель вправе назначить студенту дополнительное собеседование по его экзаменационной работе. По результатам собеседования первоначальная оценка может быть изменена, или работа может быть аннулирована.
  • неблокирующий Индивидуальное домашнее задание
    Домашние задания выполняются студентами самостоятельно в течение нескольких недель и сдаются на проверку преподавателям или учебным ассистентам к определенному сроку, который объявляется заранее. Работы, сданные с нарушением сроков, не проверяются и считаются несданными.
  • неблокирующий Участие в дискуссиях на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Контрольная 2 + 0.2 * Контрольная 1 + 0.1 * Индивидуальное домашнее задание + 0.1 * Участие в дискуссиях на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кудрявцев Л.Д., Кутасов А.Д., Чехлов В.И. - Сборник задач по математическому анализу. Том 2. Интегралы. Ряды - Издательство "Физматлит" - 2009 - ISBN: 978-5-9221-0307-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2227
  • Курс математического анализа : учебное пособие / А.М. Тер-Крикоров, М.И. Шабунин, 2-е изд. - Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2001. - 669 с. ISBN 5-9221-0008-3 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/544563
  • Курс математического анализа : учеб. пособие для вузов, Тер-Крикоров, А. М., 2000
  • Сборник задач и упражнений по математическому анализу : учеб. пособие для вузов, Демидович, Б. П., 2003
  • Сборник задач по математическому анализу : учебное пособие / Л. Д. Кудрявцев, А. Д. Кутасов, В. И. Чехлов, М. И. Шабунин. — 2-е изд., перераб. . — Москва : ФИЗМАТЛИТ, [б. г.]. — Том 3 : Функции нескольких переменных — 2003. — 472 с. — ISBN 5-9221-0308-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2220 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сборник задач по математическому анализу : учебное пособие / Л. Д. Кудрявцев, А. Д. Кутасов, В. И. Чехлов, М. И. Шабунин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, [б. г.]. — Том 1 : Предел. Непрерывность. Дифференцируемость — 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-9221-0306-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2226 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jacques, I. (2015). Mathematics for Economics and Business (Vol. 8th ed). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419610
  • Sydsæter, K., & Hammond, P. J. (2016). Essential Mathematics for Economic Analysis (Vol. Fifth edition). Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1419812
  • Takayama,Akira. (1985). Mathematical Economics. Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.cup.cbooks.9780521314985
  • Математические методы оптимизации и экономическая теория, Интрилигатор, М., 2002
  • Математический анализ и дифференциальные уравнения : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010