Бакалавриат
2021/2022
Юридическое сопровождение работы с диджитал продуктом
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина “Юридическое сопровождение работы с диджитал продуктом” разработана для студентов творческих профессий в сфере медиа, является дисциплиной из пула по выбору и направлена на формирование конкретных практических навыков у студентов. Курс предлагает пошаговую инструкцию по юридическому сопровождению диджитал продукта (блога, YouTube-канала, подкаста, других медиапродуктов) на разных этапах продакшна. В процессе изучения курса студенты узнают об особенностях разных налоговых режимов (ИП, самозанятость, работа по найму); об особенностях защиты авторского контента, бренда, имени и домена; об "очистке" прав и тонкостях договорной работы в медиа; о зонах риска по другим направлениям дистрибуции диджитал контента: защита частной жизни, право на изображение, реклама, антипиратское законодательство, троллинг, кибербуллинг и др. Курс поможет приобрести конкретные знания и навыки для организации работы с диджитал контентом в правовом поле. Для прохождения курса наличие юридического образования не обязательно.
Цель освоения дисциплины
- Дать студентам представление о регулировании диджитал контента на разных уровнях: от государственного до саморегулирования, а также обучить навыкам юридического сопровождения диджитал продукта на разных этапах работы с ним: от выбора налогового режима до дистрибуции в Интернете.
Планируемые результаты обучения
- Выбирает необходимый вид договора по ГК РФ и вносит базовые правки в соответствии с условиями кейса
- Выбирает организационно-правовую форму для медиа, исходя из данных кейса
- Классифицирует нарушения прав третьих лиц при создании и дистрибуции digital-контента
- Минимизирует риски при создании и дистрибуции digital-контента в соответствии с законодательством РФ
- Предлагает решение для типичных для медиаиндустрии правовых проблем, связанных с созданием и дистрибуцией контента в Интернете
- Предлагает решение типичных для медиаиндустрии правовых проблем, связанных с созданием и дистрибуцией контента в Интернете (учитывая нормы авторского и смежного с ним права)
- Разрабатывает необходимую договорную схему медиабизнеса, учитывая особенности взаимодействия с контрагентами
- Разрабатывает стратегию юридического сопровождения и защиты собственного digital-продукта на базовом уровне
Содержание учебной дисциплины
- Блогеры и инфлюенсеры: организационно-правовая форма медиапроекта, налоговые режимы, договорные схемы
- Правовые статусы информационных посредников: как это влияет на медиабизнес?
- Средства индивидуализации и защита бренда диджитал контента
- Авторско-правовые аспекты работы с диджитал контентом
- «Очистка прав» и основные виды авторско-правовых договоров, используемые в медиабизнесе
- Информационно-правовые аспекты работы с диджитал контентом
- Дистрибуция в соцсетях: пользовательские соглашения и политика конфиденциальности
Элементы контроля
- Активность на семинарах (решение кейсов, выполнение ДЗ, участие в дискуссиях, работа с док.)
- Аудит договора (в группах)
- Юридическая оценка digital-продукта (в группах)
- Экзамен (письменный тест по всем темам)Оавтомат= 0,2* Оаудитдоговора + 0,4* Оакт.на семинарах+ 0,4*Оюр.оценка >=8, Если по результатам всех элементов контроля до экзамена получается 8 баллов и выше и балл устраивает - экзамен можно не сдавать, и в ведомость выставляется эта оценка. Если по результатам всех элементов контроля до экзамена получается оценка 7 баллов и ниже – экзамен сдавать обязательно. Оценка, не являющаяся целым числом, округляется в бо́льшую сторону (в пользу студента), если дробная часть числа больше или равна 8. К примеру, если Оавтомат= 7,8, оценка округляется до «8» и студент освобождается от экзамена по результатам текущего контроля, а если Оавтомат= 7,7 – нет.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.2 * Юридическая оценка digital-продукта (в группах) + 0.1 * Аудит договора (в группах) + 0.2 * Активность на семинарах (решение кейсов, выполнение ДЗ, участие в дискуссиях, работа с док.) + 0.5 * Экзамен (письменный тест по всем темам)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бачило И. Л. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 419с. - ISBN: 978-5-534-00608-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-449666
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. - Договорное право. Книга первая: Общие положения - Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «СТАТУТ» - 2011 - 847с. - ISBN: 978-5-8354-0749-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/61597
- Брагинский, М. И. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Книга 3 : Договоры о выполнении работ и оказании услуг — 2011. — 1055 с. — ISBN 978-5-8354-0751-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61858 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) : учеб. пособие / под общ. ред. Н. М. Коршунова, Ю. С. Харитоновой. — 2-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/906576
- Право интеллектуальной собственности : учебник / под редакцией Л. А. Новоселовой. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 3 : Средства индивидуализации — 2018. — 432 с. — ISBN 978-5-8354-1420-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113594 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2002
- Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
- Правовые основы интернет-журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2014
- Рубцова Н.В. - Договорное правовое регулирование предпринимательской деятельности - Русайнс - 2020 - ISBN: 978-5-4365-1981-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/934869
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. ; Под общ. ред. Рыженкова А.Я. - ДОГОВОРНОЕ ПРАВО. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 297с. - ISBN: 978-5-9916-9887-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dogovornoe-pravo-449425
- Гульбин, Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: Гражданскоправовой аспект : монография / Ю. Т. Гульбин. — Москва : СТАТУТ, 2007. — 284 с. — ISBN 9785835404094. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61852 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Договорное право России: реформирование, проблемы и тенденции развития: Монография / Е.Е. Богданова, Л.Ю. Василевская, Е.С. Гринь и др. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-677-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/526433
- Позднякова Е. А. - АВТОРСКОЕ ПРАВО 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 243с. - ISBN: 978-5-534-06048-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-450367
- Ульбашев А. Х. - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ОБЩИЙ КУРС МЕДИАРЕГУЛИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 189с. - ISBN: 978-5-534-10581-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravovye-osnovy-zhurnalistiki-obschiy-kurs-mediaregulirovaniya-456561
- Шершеневич Г. Ф. ; Сост. Белов В. А. - АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 274с. - ISBN: 978-5-534-06842-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-na-literaturnye-proizvedeniya-418344
- Шершеневич Г. Ф. ; Сост. Белов В. А. - АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 274с. - ISBN: 978-5-534-06842-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-na-literaturnye-proizvedeniya-453961