• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Введение в психологию

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает общее представление о предмете психологии, об истории ее становления как науки, об основных областях исследований в психологии. Дается классификация методов психологии, ставится проблема воспроизводимости результатов научных исследований. Рассматриваются гипотезы о происхождении психики и ее культурно-историческое развитие. Даются определения и вводятся основные подходы к анализу индивидуально-психологических особенностей и личности человека, его мотивационно-эмоциональных и познавательных процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование общего представления о психологии как науке, о развитии ее предмета, об основных областях исследований, о методах научного исследования.
  • Создание ориентировочной основы для дальнейшего успешного освоения дисциплин "Психология мотивации и эмоций", "Психология личности и индивидуальных различий", "Когнитивная психология", "История психологии".
  • Создание ориентировочной основы для дальнейшего успешного освоения дисциплин "Психология мотивации и эмоций", "Психология личности и индивидуальных различий", "Когнитивная психология", "Экспериментальная психология".
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями гуманистической психологии, обозначает различия между гуманистической и экзистенциальной психологией
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями классической психологии сознания
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями когнитивной психологии и когнитивной науки, может назвать основные дисциплины, входящие в состав когнитивной науки
  • Анализирует развитие предмета психологии с момента её возникновения как науки
  • Владеет основными понятиями культурно-исторического подхода к развитию психики
  • Дает классификацию методов психологии.
  • Дает классификацию областей психологии (фундаментальная, прикладная, практическая), может привести примеры конкретных отраслей психологии в рамках каждой из областей.
  • Дает определение предмета психологии как науки.
  • Даёт определение эмоции, выделяет основания для классификации видов эмоций
  • Дает определения "сквозных" психических процессов (память, внимание, воображение), может привести примеры соответствующих феноменов
  • Даёт определения мотивации, потребности, мотива
  • Дает определения основных эмоциональных состояний (тревога, фрустрация, стресс), может проиллюстрировать примерами различия между ними
  • Дает определения собственно познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление), может привести примеры соответствующих феноменов
  • Дает определения структурной метафоры, модели, теории.
  • Даёт сравнительные определения задатков и способностей, может обозначить подходы к развитию способностей
  • Даёт сравнительные определения темперамента и характера, может привести примеры акцентуаций характера
  • Может обозначить круг явлений, изучаемых психологией.
  • Может обозначить основные причины кризиса воспроизводимости в психологии.
  • Может обозначить подходы к выделению базовых потребностей человека
  • Может обозначить подходы к происхождению психики и выделению этапов её развития
  • Определяет место психологии в системе наук.
  • Определяет специфику метода эксперимента.
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями бихевиоризма, обозначает различия между классическим бихевиоризмом, оперантным бихевиоризмом и необихевиоризмом
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями психоанализа, обозначает различия между психоанализом и направлениями глубинной психологии (аналитическая психология, индивидуальная психология)
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями психологии деятельности
  • Проводит различие между научной и житейской психологией.
  • Проводит сравнительный анализ психики человека и животных
  • Различает понятия индивида, личности, индивидуальности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука
  • Становление предмета психологии
  • Методология и методы психологии
  • Происхождение и эволюция психики
  • Многообразие психических процессов
  • Введение в психологию индивидуальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Присутствие на семинарских занятиях по дисциплине
    Оценка за посещаемость на семинарах формируется в результате преобразования количества посещённых семинаров в десятибалльную оценку. Количество посещенных семинаров делится на общее количество семинаров (за исключением пропущенных по болезни) и умножается на 10, далее округляется до целого числа. Не подлежит пересдаче.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях по дисциплине
    Оценка за активность на семинарах формируется в результате преобразования количества семинаров, на которых студент отвечал на вопросы по теме занятия, в десятибалльную оценку. Оценка «10» ставится, если студент проявлял активность на всех семинарах без пропусков посещений (за исключением пропусков по болезни). Оценка «9» ставится, если студент не проявлял активности только на одном семинаре, при этом пропущенных семинаров нет. Если студент не проявлял активность на 2 и более семинарах, то количество семинаров, на которых студент проявлял активность, делится на общее количество семинаров минус 2 и умножается на 8, далее округляется до целого числа. Не подлежит пересдаче.
  • неблокирующий Устное сообщение по источнику из дополнительной литературы
  • неблокирующий Коллоквиум по монографии
    Вопросы: 1. Какие линии в развитии человека выделяют авторы? 2. Какие можно выделить ступени в развитии поведения, в чём их особенность? 3. Каковы отличия интеллекта как третьей ступени развития поведения? 4. Какие опыты по изучению интеллекта человекообразных обезьян проводил Кёлер, какие основные результаты он получил? 5. Что характерно для употребления орудий животными? В чём отличия от использования орудий человеком? 6. Каковы особенности поведения первобытного («примитивного») человека? 7. Охарактеризуйте память первобытного человека. Почему его натуральные психические функции развиты лучше, чем у современного человека? 8. Что характерно для мышления и речи первобытного человека? 9. Как устроен счёт у первобытного человека? 10. Какие теории предлагались для объяснения культурно-психологического развития первобытного человека? 11. Почему нельзя сказать, что ребёнок – это просто маленький взрослый? 12. Чем отличается восприятие и мышление маленького ребенка? 13. Как происходит процесс вхождения ребенка в культуру? 14. Как можно изучать культурное развитие познавательных функций? 15. Культурное развитие психических функций ребенка: память. 16. Культурное развитие психических функций ребенка: внимание. 17. Культурное развитие психических функций ребенка: счёт. 18. Культурное развитие психических функций ребенка: мышление и речь.
  • неблокирующий Устный экзамен по билетам, включающим 2 вопроса по содержанию лекций и основной литературы
  • неблокирующий Самостоятельная работа: образовательное видео
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.12 * Самостоятельная работа: образовательное видео + 0.144 * Активность на семинарских занятиях по дисциплине + 0.096 * Присутствие на семинарских занятиях по дисциплине + 0.4 * Устный экзамен по билетам, включающим 2 вопроса по содержанию лекций и основной литературы + 0.12 * Коллоквиум по монографии + 0.12 * Устное сообщение по источнику из дополнительной литературы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
  • Общая психология. Т.2, Кн.1: Субъект деятельности, , 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лекции по общей психологии : учеб. пособие для вузов, Леонтьев, А. Н., 2001
  • Общая психология. Т.1: Введение, , 2001
  • Общая психология. Т.2, Кн.2: Субъект деятельности, , 2004
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002

Авторы

  • Горбунова Елена Сергеевна
  • Иванова Анна Александровна
  • Фаликман Мария Вячеславовна
  • Львова Елена Николаевна