• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Деловые коммуникации

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лобанова Татьяна Николаевна, Таратухина Юлия Валерьевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на формирование умений и навыков коммуникативного взаимодействия и влияния в рамках функций руководителя и требований делового этикета. Курс представляет собой набор методов эффективных коммуникаций и ориентирован на техничность, прагматизм и результативность внутренних деловых коммуникаций. Студенты получают возможность развивать навыки организации внутренних коммуникаций в компаниях, учатся организовывать совещания, эффективно использовать внутренние средства коммуникаций для достижения результатов деятельности компании. Процесс обучения предполагает активные формы работы студентов и сочетает разные виды деятельности: групповые дискуссии, работа с кейсами, деловые и ролевые игры. В курсе обязательно выступление с мастер-классом специалиста(ов) по внутренним коммуникациям флагманских компаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является подготовка студентов к организационно-управленческой, информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей уровня младшего уровня, способных решать задачи по: - освоению этичных форм и сфер деловой коммуникации с заказчиками, сотрудниками и коллегами в рамках делового протокола и этикета; - организации эффективной коммуникации с сотрудниками в части постановки целей, делегировании, презентации, выдаче обратной связи, на переговорах и совещаниях и пр. - ведению совещаний для сбора информации и принятия решения; - совершенствованию инструментов и индивидуального стиля коммуникации; - использования разных инструментов корпоративных коммуникаций для информирования персонала, ведения деловых письменных коммуникаций, телефонных переговоров, общения в корпоративных сетях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - ­ знает и соблюдает деловой этикет в коммуникации
  • - ­ умеет применять эффективные модели коммуникаций в деловом общении (при постановке задачи, делегировании, презентации, обратной связи, на переговорах и совещаниях и пр.)
  • - ­ способен интерпретировать поведение участников общения в соответствии с их индивидуальными особенностями и деловой ситуацией
  • - ­ применяет адекватный письменный и устный деловой дискурс, методы мотивации и воздействия на сотрудников и руководителей различных уровней в организации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы деловых и организационных коммуникаций.
  • 2.Невербальные средства коммуникаций
  • 3.Вербальные методы получения и передачи информации.
  • 4.Эмоциональный интеллект (EQ) и ролевые коммуникации.
  • 5.Письменные, телефонные и другие виды коммуникаций
  • 6.Деловой этикет и межкультурные коммуникации
  • 7.Переговорный процесс
  • 8.Методы и технологии управления коммуникациями в конфликтных ситуациях
  • 9.Лидерство и коммуникации в команде. Коммуникативные сети.
  • 10.Инструменты внутриорганизационных коммуникаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Симуляции (деловые игры) и кейс
    Текущий контроль знаний и навыков осуществляется в процессе участия студентом на семинарских занятиях в симуляциях (деловых играх). Оценка формируется из участия студента в 4-х деловых играх: «Убеждение», «Выиграй больше», «Переговоры», «Новичок в компании». Участие в симуляциях (деловых играх) «Убеждение», «Выиграй больше и» «Переговоры» является формирующим: студенты-участники этих игр могут получить от 5 до 10 балла за содержательное обсуждение, активное участие в работе команд, демонстрацию знаний лекционного материала. Оценка по кейсу «Новичок в компании» также является групповой. Она производится в соответствии с указанием следующих критериев встречи и дальнейшего общения с новым коллегой с учетом его культурологических или поколенческих особенностей, а именно: 1. Отличительные характеристики приветствия и знакомства с новым сотрудником; 2. Особенности невербальной коммуникации (взгляд, улыбка, паралингвистика (темп речи, эмоциональность, экспрессивность, запрещенные жесты) 3. Возможные подарки, принятые у представителей данной культурной группы. 4. Специфика юмора, характерная для представителей данной культурной группы 5. Понимание культурно-коммуникативной специфики, которая поможет выстроить конструктивные коммуникации (согласно подходам Р. Льюиса, Э. Холла, Г. Хофстеде) 6. Отношение ко времени (по Холлу и Льюису) и как это можно использовать. 7. Ценности, лежащие в основе менталитета представителей данной культурной группы и определяющие их поведение (по Инглхарту и др.) 8. Гендерные стереотипы и предрассудки носителей данной культуры (отношение к возрасту и полу) 9. Табу (что категорически "не принято" в общении) 10. Итоговые рекомендации по общению с «новичком» В заключительной части ответа по кейсу студенты подгруппы указывают долю (процент) участия каждого члена подгруппы в решении кейса. При правильном ответе на все 10 критериев кейса, подгруппа подучает оценку отлично 10 баллов, при отсутствии или неверном (неполном) ответе по одному критерию – 9 баллов, при отсутствии ответа (или неверных/неполных ответах) по 2-м критериям – 8 баллов, если неверных/неполных ответов 3 (или ответы отсутствуют – 7 баллов (хорошо), при 4-х неверных или отсутствующих/неполных ответах - 6 баллов, при 5-ти неверных (отсутствующих или неполных) ответах - 5 баллов (удовлетворительно), при 6-ти неверных/неполных ответах (отсутствии ответов) – 4 балла, при 7-им неверных/неполных ответах - 3 балла (неудовлетворительно), при 8-ми неверных/неполных ответах - 2 балла, при 9-ти неверных/неполных ответах – 1 балл. Отсутствие ответа по кейсу – 0 баллов. При сдаче кейса на 1 день позже обозначенного преподавателем семинарских занятий срока оценка уменьшается на 1 балл, при опоздании на 2 дня – на 2 балла, при опоздании на 3 дня – на 3 балла, при опоздании на 4 дня – на 4 балла, при опоздании на 5 дней – на 5 баллов. Сдача кейса по прошествии 5-ти дней после указанного преподавателем срока засчитывается как его отсутствие (0 баллов). Пересдача допускается в течение недели с дня выхода студента с больничного (или даты справки об освобождении от занятий по болезни)
  • неблокирующий Анализ устных презентаций
  • неблокирующий деловое письмо
    Письменная работа выполняется в формате делового письма на одну из тем: аналитический отчет по сайту; письмо-предложение заказчику; информационное письмо о мероприятии; служебная записка о ситуации в компании, должностная инструкция специалиста/руководителя маркетинговой службы, мотивационное письмо, заявка на грант и пр.
  • неблокирующий Промежуточные тесты
  • неблокирующий Групповой проект
    Исследование по анализу ситуации в реальной компании на предмет выраженности различных составляющих (характеристик) делового общения (как индивидуального так и группового) представляется в формате отчета и презентации или видеоролика. Анализ касается выраженности следующих коммуникационных характеристик: 1) анализ невербалики; 2) предположительные психотипы участников; 3) особенности проявления и управления эмоциями, 4) речевые стратегии в письменной и устной речи сотрудников; 5) роли коммуникантов в общении; 6) виды и типы манипуляций; 7) ассертивность коммуникаций; 8) поколенческие аспекты коммуникаций и их ценности, 9) уровень креативного и критического мышления; 10) возможные альтернативные стратегии поведения для достижения целей участников коммуникации; В заключении отчета делается самоанализ участия в проектной работе каждого члена проектной группы и опыт командного взаимодействия. Проект представляется в формате презентации либо видеоролика на 7 – 10 минут. Отчет по проекту включает все 10 разделов коммуникационных характеристик, анализ командного взаимодействия, а также может быть дополнен специфическими составляющими делового общения в конкретной компании. Работа (отчет по проекту) должна быть оформлена согласно правилам оформления письменных работ, иметь титульный лист. Презентация по проекту присылается за день до семинара и представляется в формате Power Point. Максимальный объем презентации составляет 12 слайдов (12 минут).
  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
    Экзамен по данному курсу представляет собой тест, состоящий из 10 вопросов. Длительность экзамена составляет 30 минут. Типы вопросов в тесте: 1) выбор одного или нескольких вариантов ответа; 2) сортировка (расставить в правильном порядке); 3) открытые вопросы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Письменный экзамен + 0.1 * Анализ устных презентаций + 0.1 * Промежуточные тесты + 0.1 * Групповой проект + 0.2 * Симуляции (деловые игры) и кейс + 0.1 * деловое письмо

Авторы

  • Лобанова Татьяна Николаевна