Магистратура
2021/2022
Теория и методология современной психологии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психоанализ и психоаналитическая психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
12
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Россохин Андрей Владимирович
Прогр. обучения:
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет теоретическую и методологическую основу для эффективного усвоения дисциплин в области теории и практики психоаналитической психотерапии. Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и является базовой для всех программ магистратуры по направлению «Психология». Курс представляет теоретическую и методологическую основу для эффективного усвоения дисциплин в области теории и практики психоаналитического консультирования в рамках программы.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Теория и методология современной психологии» являются: 1. Раскрыть основные этапы развития и современную структуру психологии. 2. Охарактеризовать основные отрасли психологии. 3. Выявить различные типы профессиональной деятельности современного психолога: фундаментальную, прикладную и практическую психологию. 4. Ознакомить слушателей с основными направлениями практической психологии: психодиагностикой, психокоррекцией, психологическим консультированием, психологической (немедицинской) психотерапией. 5. Продемонстрировать многообразные связи психологии с теорией и практикой психоаналитического консультирования. 6. Раскрыть основные этапы развития и современную структуру психологии. 7. Охарактеризовать основные отрасли психологии. 8. Выявить различные типы профессиональной деятельности современного психолога: фундаментальную, прикладную и практическую психологию. 9. Ознакомить слушателей с основными направлениями практической психологии: психодиагностикой, психокоррекцией, психологическим консультированием, психологической (немедицинской) психотерапией. 10. Продемонстрировать многообразные связи психологии с теорией и практикой психоаналитического консультирования.
Планируемые результаты обучения
- Знать: - основные философско-методологические концепции науки; - современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии; - место психологии в социально-экономической сфере и общественной жизни; - содержание и структуру научно-исследовательской деятельности; - основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии;
- По итогам курса, слушатели получат: • представление об общей структуре психологии и ориентироваться в ней; • знания системы базовых понятий психологии, содержания различных подходов и отраслей психологии, задач, решаемые ею; • умение применять фундаментальные психологические знания в своей профессиональной практической деятельности.
- Уметь: - реализовывать методологические принципы психологической науки в исследовательской и практической деятельности; - анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки; - планировать и осуществлять научное исследование, - статистически обрабатывать результаты исследования и давать им содержательную интерпретацию;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Становление и современное состояние психологии. • «У психологии долгое прошлое, но короткая история»: развитие психологии до и после ее выделение в самостоятельную науку. • Роль эксперимента в становлении психологии как науки. • Факторы и предпосылки становления психологической практики.
- Тема 2. Отраслевое строение психологии. • Причины формирования отраслевой структуры психологии. • Становление основных отраслей психологической науки, их предмет и задачи (дифференциальная, возрастная, педагогическая, социальная, клиническая и др.). • общая психология как закономерный этап становления отраслевой структуры психологии.
- Тема 3. Развитие и современное состояние предмета психологии. • Основные этапы развития предмета психологии (душа, сознание, плюрализм предмета). • Становление предмета психологии ХХ века (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ). • Дальнейшее развитие предмета психологии ХХ века (неопсихоанализ, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психология).
- Тема 4. Структура явлений, изучаемых психологией. • Познавательные процессы. • Мотивационно-эмоциональная сфера. • Связь познания и мотивационно-эмоциональных процессов.
- Тема 5. Типы профессиональной деятельности в психологии. • Психология как фундаментальная наука. • Психология как прикладная наука. • Практическая психология и ее специфика.
- Тема 6. Практическая психология: ее структура и перспективы в современном мире. • Психологическая диагностика. • Психологическая коррекция. • Психологическое консультирование. • Психотерапия как психологическая практика.