• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Анализ комиксов в контексте трансмедийного сторителлинга

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

В России стремительно развивается индустрия комиксов. Появляются новые издательства, выходят как классические произведения («Хранители» Алана Мура, «Возвращение Тёмного Рыцаря» Фрэнка Миллера, «Песочный Человек» Нила Геймана и др.), так и произведения начинающих авторов. Среди опубликованных изданий есть не только переводы на русский язык американских и европейских комиксов, японских комиксов (манга), но и истории русских комиксистов. С успехом проходят фестивали гик-культуры (например, Comic Con Russia). Одной из причин успеха комиксов в России исследователи считают популярность фильмов по комиксам, прежде всего, Marvel и DC. В современной поп-культуре комиксы зачастую становятся основой больших трансмедийных проектов. Это не случайно, ведь в самой структуре комиксов скрыт огромный потенциал для трансмедиатизации. В то же время, на комиксах в России лежит некоторая стигма «книжек с картинками для детей», комиксы зачастую не считаются серьёзным искусством, хотя существует множество примеров драматических историй, рассказанных в комиксах (например, «Маус» Арта Шпигельмана, который получил Пулитцеровскую премию в 1992 г.). В рамках этого курса я предлагаю изучить комикс не как популярный жанр (комиксы про супергероев, безусловно, наиболее известны в настоящее время), а как формат изложения информации. Скотт Макклауд предлагает следующее определение комикса: «Иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и / или получения эстетического отклика от зрителя» (Макклауд 2016: 9). В этом определении не идёт речь о жанре, тематике или стиле изображения в комиксе. Оно позволяет обратить внимание на особенности комикса как формата.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о комиксе как о медиуме и об истории его развития.
  • Формирование представления о роли комикса в современном трансмедийном сторителлинге.
  • Формирование навыка анализа комикса с точки зрения его художественной составляющей, отражения процесса исторического развития комикса как медиума, а также его трансмедиатизации.
  • Развитие умения анализа трансмедийных нарративов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует комикс по 6 критериям С. Макклауда.
  • Анализирует трансмедийные нарративы, в которые включены комиксы.
  • Может охарактеризовать состояние современного рынка комиксов в России.
  • Называет 12 направлений развития современного комикса С. Макклауда.
  • Называет периодизацию американского комикса, имена основных авторов и их произведения.
  • Называет периодизацию истории русского комикса , имена основных авторов и их произведения.
  • Называет характерные особенности американских комиксов, выпущенных в различный период.
  • Называет характерные черты европейского, японского (манга) и корейского комиксов (манхва), отличает их друг от друга и от американского комиксы.
  • Называет характерные черты русского комикса.
  • Называет характерные черты трансмедийных расширений этих комиксов.
  • Озвучивает определение комикса С. Макклауда, может объяснить отличие комикса от других форм искусства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Комикс как медиум.
  • Тема 2. История развития американского комикса и его трансмедиатизация
  • Тема 3. Современный комикс и трансмедийный сторителлинг
  • Тема 4. Комиксы в разных странах
  • Тема 5. Русские комиксы и современный рынок комиксов в России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Презентация + 0.22 * Контрольная работа + 0.1 * Посещаемость + 0.29 * Семинары + 0.29 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • БОЙЦОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА. (2011). Picturing Russia: Explorations in Visual Culture / edited by v. Kivelson, J. Neuberger. New Haven; L. : Yale university Press, 2008. 284 p. ; Ill. Русский комикс: сб. Статей / идея Ю. Александрова; составление Ю. Александрова и А. Барзаха. М. : новое литературное обозрение, 2010. 352 с. , ил. , суперобложка-плакат. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE5052BA

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Массовая культура: современные западные исследования, , 2005
  • Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. - 304 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 5-98281-021-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/73495

Авторы

  • Латышева-Галеева Александра Николаевна
  • Абрамов Роман Сергеевич